Встречаем по одежке! Доказано научно...
...Сидя в аудитории и беседуя с Ириной Черемушниковой – преподавателем кафедры
истории и культурологии Волгоградского государственного медицинского университета,
кандидатом философских наук и, пожалуй, одним из главных в Волгограде специалистов
по имиджу, я медленно осознавала, что сегодня явилась на интервью совершенно неподготовленной.
Нет, не в том смысле! Я прекрасно знала, о чем хочу спросить и что поведать читателям,
но, собираясь на эту встречу, совершенно проигнорировала содержимое собственной
косметички, шкатулки с украшениями и... А может, оно и к лучшему? Узнаю, как смотрюсь
со стороны в образе «бледной поганки». Тем паче, что в последнее время он не на
шутку ко мне привязался...
– Ирина Николаевна, имиджмейкеры существовали всегда или появились сравнительно
недавно?
– Имиджмейкеры – да, но не имидж! Принято считать, что об имидже других и своем
собственном люди заговорили лишь в конце 19-го – начале 20-го веков. Ничего подобного!
Впервые это понятие было довольно четко сформулировано в эпоху Возрождения (где-то
15-й век) Никколо Макиавелли. Если для древнего грека важным являлось реально
быть кем-то, а не казаться, то Макиавелли изменил правила игры и обосновал необходимость
казаться тем-то и тем-то. Он открыл своего рода социальную формулу: с помощью
внешнего вида можно скоро и эффективно изменить свой социальный статус. Имидж
– это «картинка» нас самих, которую мы предлагаем окружающим. Как правило, в нашем
арсенале несколько звучащих и двигающихся «картинок». Получается: чтобы успешно
состояться в обществе, главной задачей является... воспользоваться нужной картинкой
в нужное время.
– Предполагаю, что восприятие имиджа другого, скажем так, нового человека складывается
из определенных составляющих. Так?
– Безусловно! Всего их пять. Во-первых, это визуальные характеристики человека.
В человеческом сознании они формируют образ «новичка» на 55%. И перво-наперво
мы реагируем на цвет одежды, потом уже – на ее покрой и вырисовывающийся отсюда
общий силуэт и только в третью очередь – на более мелкие детали. Например, на
стильные аксессуары, дорогие украшения или качественную косметику.
Во-вторых, вербальные характеристики добавляют к постепенно появляющейся в нашем
сознании «картинке» нового собеседника еще 38%. Это его умение говорить, шутить,
смеяться, слушать, плакать, высказывать свое мнение и даже произносить застольно-поздравительные
речи. Кстати, последнее умение является эффективной «лакмусовой бумагой» познания
правил этикета. Если хочешь проверить человека на коммуникабельность и остроумие,
то попроси его сказать тост. К слову, то, что человек говорит, дополняет «картинку
имиджа» лишь на жалкие 7%. Поэтому, идя устраиваться на престижную работу, не
стоит полагаться исключительно на «умную» речь...
Третьей составляющей являются паравербальные (или невербальные) характеристики:
жесты, поза, выражение лица, улыбка, некоторые привычки. Это то, что человек контролировать
практически не может. Да, можно широко улыбаться коллеге и говорить, что нежно
его любишь, но ваши равнодушные глаза и нежелание даже случайно коснуться его
руки выдадут вас с головой.
Четвертое – это так называемый «средовой имидж». Грубо говоря, места обитания,
которые поведают о вас все-все, даже в ваше отсутствие. Например, ваша квартира
или комната, автомобиль, кабинет или рабочее место.
Наконец, последнее – «овеществленный имидж». Вещи, которые носят на себе следы
вашей деятельности. Например, как вы мажете масло на бутерброд, как завариваете
или наливаете чай, как держите ручку, как ставите в прихожей обувь.
– Вывод: друг друга мы воспринимаем, прежде всего, подсознательно?
– Совершенно верно! Для наглядности я привожу студентам такой пример: представьте,
что вы – молодые преподаватели, и к вам на первую в вашей жизни лекцию пришли
ну очень уставшие люди. Они совершенно не способны воспринимать содержание вашего,
возможно, блестящего выступления, но ведь вам вместе с ними еще работать целый
семестр! Поэтому постарайтесь, чтобы понравиться, быть для них приятными хотя
бы на уровне цветового пятна и источника звука. Произведя впечатление на уровне
подсознания, вы тем самым сподвигните слушателей на дальнейшее более плодотворное
сотрудничество.
– Ирина Николаевна, предполагаю, вы не зря подчеркнули, что уставшие студенты
пришли к молодому преподавателю именно на первую в его жизни лекцию. Получается,
вы можете научно подтвердить, что о новом человеке мы судим все-таки по первому
впечатлению о нем?
– Да, научным термином это называется импринтинг (с английского – «отпечаток»).
Есть замечательная книга 19-го века «Жизнь в свете дома и при дворе», где сказано:
«Человеку, который с первого взгляда показался неприятным, впоследствии будет
очень трудно, почти невозможно изменить мнение о себе». А я говорю своим слушателям:
«Чтобы понравиться, у вас есть только один шанс – первый!».
– А если человеку глубоко наплевать, нравится он другим или нет? Как там пел
Андрей Макаревич: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир! Пусть лучше он прогнется
под нас!»
– Я могу привести слова Фрэнсиса Бэкона – не только всемирно известного философа,
но и лорд-канцлера английского короля Якова Первого: «Физическая опрятность и
приличие всего облика человека имеют гражданское значение. Во-первых, подчеркивают
отношение к Богу, созданиями которого мы все являемся. Во-вторых, говорят об уважении
к обществу, в котором мы живем. В-третьих, заставляют человека уважительно относиться
и к самому себе».
– Давно замечено, что человек, который хорошо выглядит и нравится сам себе, становится
более уверенным и добивается всего, чего пожелает... Особенно это касается представительниц
прекрасной половины человечества.
– Позволю себе еще цитату теперь уже от Коко Шанель: «Нет некрасивых фигур, есть
фигуры напуганные». Когда человек не уверен в себе, то он не знает, как встать,
сесть, улыбнуться, что делать с руками... И когда у меня спрашивают, с чего начать
формирование собственного имиджа, то я даю простое задание – прошу человека ответить
на вопрос: «Какие бы он хотел слышать в свой адрес комплименты?». Например, одной
барышне нравится, чтобы вслед ей неслось: «О, какая она утонченная, стильная,
недоступная!» Сразу вырисовывается образ эдакой высокохудожественной статуэтки
или Снежной Королевы. А другая девушка тает, когда ей говорят: «Ты – такая живая,
оптимистичная, легкая, увлекающаяся!». И сразу вырисовывается противоположный
первому образ: девушки-девочки, авантюристки и романтика. Человека можно сравнить
с компьютером, а имидж – это монитор. Увы, на мониторе появляется то, что вы собственноручно
выводите на экран, то есть хотите показать другим.
– А можно напоследок устроить Вам маленький экзамен, правда, его результаты
больше пригодятся мне: что Вы можете сказать о моем имидже?
– В вашем имидже читаются индивидуальные мягкие черты, которым не хватает жестких
«корпоративных» линий. Это решаемо с помощью косметики, которая оттенит индивидуальность,
и более светлых стекол очков. Все-таки хочется видеть глаза человека, который
пришел задавать вопросы...
– Верно на 100%, Ирина Николаевна!
Наталья Полякова
Опубликовано: 2005-03-03
|