Когда авиабомбы падают на врага – из самолета убитых не видно
У Игоря Дегтярева погиб товарищ. Классический и банальный случай. К нему
на побывку прилетела жена. Друзья сообщили по рации, что его дожидается супруга.
В том районе рекомендовалось идти на посадку с крутой спирали и сходу. Но он
снизился, пролетел над домом, помахал крыльями. При посадке в него выстрелили
«Стингером».
Сейчас, когда в мире непростая политическая обстановка, мы решили выяснить:
а что такое современная война глазами военного летчика? Наш гость – летчик-истребитель
1-го класса подполковник запаса Игорь Дегтярев – с 1986 по 1989 гг. принимал
участие в одном из самых «неизвестных» конфликтов – Ангольской войне.
Порой ему приходилось делать до 30 боевых вылетов в неделю.
Когда в 1975 году в Анголе началась гражданская война, Советский Союз встал
на сторону революционеров из партии МПЛА, воевавшей с группировками буржуазного
толка ФНЛА и УНИТА.
В этой стране наши военные находились без документов, званий и имени, одетые
в форму иностранного государства. Таков был приказ Родины. И хотя параллели
с американцами здесь не вполне уместны, многое нам видится весьма схожим – война
за тысячи километров от дома, чужая страна, где многие тебя ненавидят, и опасная
«работа» – уничтожать врага.
На войне как на войне
– Все три года мы жили в напряжении, – поделился летчик. – Ложишься спать –
кладешь под подушку пистолет, гранату Ф-1,
а рядом с кроватью ставишь «Калашникова». Один раз мина попала в баню – но там
никого не было. Другой раз (прямо по Путину) снарядом разнесло клозет. Наверное,
они решили «замочить» нас в сортире. И снова повезло. А как-то на рассвете на
наш аэродром налетели «Миражи» и сбросили шариковые бомбы. И даже на вылеты
приходилось брать с собой автомат, чтобы, если собьют – отстреливаться. Был
у меня друг, командир кубинской эскадрильи подполковник Трухильо. Он вел звено,
и одного из его ребят сбили унитовцы, парень успел катапультироваться, но потом
спасатели нашли его растерзанным…
Вообще, полеты для нас были делом обычным. Загружают в самолет боекомплект из
4-х бомб, дают фотопланшет с обозначенной целью, карту и – вперед! База унитовцев
с воздуха похожа на велосипедное колесо: в разные стороны, как спицы, отходят
тропы; где они сходятся – там и база. Мы стреляли по ним из пушек неуправляемыми
снарядами. А что там творилось после нас, разобрать трудно было. Отбомбившись,
стараешься побыстрее набрать высоту, чтобы тебя самого не сбили. По нам ведь
тоже стреляли. Как-то раз ночью при заходе на посадку вижу, как над фонарем
(остекленной кабиной пилота) четко перекрестились две огненные пулеметные очереди.
Самолет при заходе на аэродром уязвимый, маневрировать нельзя, вот унитовцы
и решили «снять» меня из крупнокалиберных пулеметов.
– Страшно было?
– Приземлился – жив, здоров, и – слава Богу. Полет – это работа,
к которой должен быть психологически готов: не вылететь – не имеешь права, схитрить
– не в наших правилах. «Анголаны» – те боялись. Отлетит километров на 60, встанет
на вираж и сбросит бомбы куда попало. А нас еще и контролировали. После бомбежки
обязательно летит разведчик
Ан-50, снимает местность и по вороночкам определяет поражение цели. А еще о
результатах операции узнавали из радиоперехвата. Те начинают верещать – докладывают
командованию, что уничтожено столько-то, погибло столько-то…Такой вот контроль.
Но больше всего напрягало, что не было никакой радиолокационной поддержки. Ты
улетел далеко от аэродрома, и тебя никто не видит, не слышит, не может помочь
и подсказать… Хорошо еще, если работал посадочный локатор.
Сами же ангольцы воевать не любили, и чтобы собрать народ на войну, местное
начальство шло на коварные уловки. Устраивали, например, показ порнофильма.
А в самом интересном месте к кинотеатру подъезжали рефрижераторы. В них загоняли
всех мужчин от 18 до 40, и отвозили туда, где шли боевые действия. Если есть
за ними какой-то контроль – воюют, нет – разбегаются. А ЮАРовские батальоны
белых наемников «Буффало» вообще наводили на них панический страх. Порой противник
заходил в какой нибудь город, там стоят целехонькие танки совет-ского производства,
а в них никого нет – все убежали!
Что нашел – то и съел
В Лубанго, городе на юге Анголы, где служил летчик, стояли ангольский и кубинский
летно-истребительные полки. Но отношение к русским там было свинское. Их рядили
в пятнистую форму рядовых ангольской армии (ФАПЛ), а группу, в которой служил
Дегтярев, селили то в сарае на аэродроме, то в убогой гостинице. Носа оттуда
не высунешь! Крытый ГАЗ-66 подъезжал задним бортом к подъезду, летчики быстренько
в него прыгали и ехали на аэродром. А после полетов опять на этаж. Кормежка
– что нашел, то и съел. В Союзе для летчиков-истребителей был специальный рацион,
а там «чихать» на это хотели.
В отпуск офицеры ехали налегке, потому что все, что можно, уже было продано,
а из Союза везли всякую ерунду – носки, дешевый одеколон, крема, бижутерию…
И все это для того, чтобы поменять потом на продукты.
Раз в месяц на точках был праздник – прилетал транспортный Ан-12. Он привозил
из магазина Советской военной миссии продукты, заказанные за свои же деньги.
Однако поставки были неважные. Один раз привезли только минеральную воду и туалетную
бумагу… Но хуже всего было на так называемых оперативных аэродромах. Там летчики
жили по полтора месяца в домах без воды и света, еду готовили на электричестве
с танкового генератора, а хлеб пекли сами из теста, сделанного из серой советской
вермишели.
– А случалось, что выпивали?
– А что делать? Жили как в тюрьме. Из развлечений только древний 16-мм кинопроектор,
на котором крутили идейные советские фильмы. Была даже такая шутка: из Анголы
можно уехать или дураком, или алкоголиком, но алкоголизм лечится. Так что судите
сами. Мне, правда, было не до пьянок – бесконечные вылеты и не знаешь, в какой
день будет «окно».
Служили два товарища…
На войне без потерь не бывает. Сбивали унитовцы самолеты ангольцев, кубинцев,
сбивали и наших. У Игоря Дегтярева погиб товарищ. Классический и банальный случай.
К Славе (так звали друга) на побывку прилетела жена. Он в это время гнал самолет
с ремонта. Друзья сообщили по рации, что в домике его дожидается супруга. В
том районе по-стреливали, поэтому рекомендовалось идти на посадку с крутой спирали
и сходу. Но он решил похвалиться: снизился, пролетел над домом, помахал крыльями.
При посадке в него из засады выстрелили «Стингером». На этом их встреча закончилась...
В другой раз унитовцы сбили транспортный Ан-12. Он собирал по точкам людей,
ехавших в Союз в отпуск и на замену. Его тоже «сняли» «Стингером», но на маршруте
с высоты 5000 метров. Сбивали они и наши вертолеты-спасатели Ми-8 и Ми-24. А
вот воздушных сражений
в то время уже не было. После того, как в Анголе появились наши истребители
Миг-23, ЮАРовские «Миражи» от поединков стали уклоняться.
Многие тогда в Анголе задавались вопросом: а на хрена мне все это надо? Воевать
за этих «чертей», которые тебя в придачу еще и презирают? Частенько приходилось
слышать от ангольских «братьев» оскорбительное «бланко макака» – по-португальски
«белая обезьяна». Кругом вонь, разруха и постоянная головная боль, где бы найти
пожрать. А еще была опасность подхватить какую-нибудь тропическую заразу. Но
главное – безысходность от того, что в этой стране ты совершенно бесправный,
чужой и, по большому счету, никому ничего и никогда не сможешь доказать.
– И все же. Вы считали, что воюете там за Родину?
– Единственное, что мы знали точно, – все, что нам прикажут, мы сделаем. Голодные
– не голодные. Была какая-то профессиональная гордость. Задачу старались выполнить
так, чтобы видно было, что это сделал советский летчик! Даже приземлиться стараешься
так, чтобы красиво было. Показать, что всем – вот что значит Советский Союз!
Смотришь – садится самолет как «ворона на говно», и сразу становится ясно –
это анголец.
А если как хрен на помеле, но очень лихо – то кубинец. Если честно, отводил
там душу только в полетах. 40–50 минут один на один с боевой машиной – и только
чистое небо и облака внизу! Радар тебя не видит, поэтому можно было поэкспериментировать
– выполнить фигуры высшего пилотажа или зайти на атаку не так, как учил устав.
Была наработка настоящего боевого опыта.
Владимир ЕЛЬНИКОВ
Опубликовано: 2014-03-25
|