Николай Грудинин: Долгая учеба школьникам не нужна
С недавних пор лекции по философии в архитектурно-строительной академии
начинаются с публичной речи студентов. Говорят о наболевших проблемах.
Запретных тем нет. Кто-то пытается убедить ровесников, что человек с болезнью
Дауна достоин любви. А кто-то доказывает, что мы счастливы уже потому, что выжили.
Автором нововведения стал доцент кафедры философии Николай Грудинин.
– Вы решили взрастить новый тип студента-оратора?
– Я решил доказать студентам, что учеба – это не каторга, а увлекательное занятие,
которое приносит пользу. А началось все
с маленького эксперимента. Пришел я на первую лекцию по философии и предложил
своей аудитории письменно ответить на пять вопросов. Все эти вопросы только
предстояло изучить в рамках курса философии, и вполне естественно, что мои слушатели
еще не знали ответов. Но подвоха никто не заподозрил. И вместо того, чтобы честно
признаться в неведении, все стали что-то сосредоточенно писать на листках. У
нас ведь еще в школьные годы вырабатывается комплекс вины за то, что чего-то
не знаем.
– Почему возникают такие комплексы?
– А вспомните, как вас наказывали в школе, если вы не выучили урок?
– Ой!.. Давайте не будем вспоминать плохое!
– Вот именно! Некоторые «эпитеты», которыми педагоги награждают «неугодных»,
просто невозможно воспроизвести! При этом учителя утверждают, что хотят воспитать
культурных, образованных людей. Но можно ли воспитать человека культурным, если
он учит уроки, чтобы только не получить двойку и не услышать оскорблений?! Известно
же, что истинно культурный человек никогда не побоится признаться в том, что
чего-то не знает. Он просто будет постоянно стремиться узнавать что-то новое.
А нынешний школьник предпочтет вызубрить параграф, но не поинтересуется незнакомым
словом, встреченным в том же параграфе. Вот и у моих студентов-новичков дало
о себе знать чувство страха, воспитанное в школе.
– Этому страху можно противостоять?
– Несколько лет назад у меня был весьма показательный случай. Я вел кружок
в Центре духовной культуры. Пришли ко мне две девочки. Чувствую: они хотят о
чем-то спросить, но не решаются. Наконец, разоткровенничались. Оказывается,
их в школе постоянно обзывала учительница. За неправильный ответ, за то, что
не понимают объяснение с полуслова, и так далее. И вот эти юные создания хотели
посоветоваться со мной, как поступать в таких случаях. Готового ответа у меня
не было. Потому мы вместе с девчонками решили обратиться к мировому опыту. Для
начала подошли к двум американцам-мормонам, которые ходили возле нашего вуза.
Выяснилось, что в Америке в подобных ситуациях ученик немедленно жалуется директору
школы, и педагога тут же увольняют. Но если этот опыт применить в России, то
наши школы останутся без учителей. Тогда мы попробовали подойти с позиций отечественного
закона. Пошли за советом в юридический колледж. И попали на занятие по уголовным
преступлениям. Там разбирали убийства.
А тут мы со своим вопросом о правах человека. Наша проблема на фоне убийств
показалась смешной. И будущие юристы посоветовали не обращать внимания на пустяки.
Но мы не сдались и сказали, что речь идет о человеческом достоинстве,
а это нельзя считать пустяком. Тогда один из юных правоведов произнес милицейским
тоном: «А вы посмотрите на этих учениц! Да они одним своим видом провоцируют
учителя на нецензурную брань. Вы сначала разберитесь, кто подает первый сигнал».
Так выглядит правовой подход по-нашему.
Но мне же нужно было найти практический выход. Стали мы рассуждать с девочками
и пришли к выводу, что нужно быть великодушным, уметь прощать, стараться не
раздражать педагога, не провоцировать на грубость. Иного подхода к проблеме
в нашем обществе пока, к сожалению, нет.
– Ну а что ответили студенты на те ваши коварные пять вопросов?
– Я еще раз убедился, что среди них немало умных людей. Несколько человек написали,
что постараются узнать. А кто-то «изобрел» свой ответ. На вопрос «Назовите выдающихся
философов на Руси» одна девушка написала: «Такие еще не родились, у нас еще
все впереди». А другой юноша ответил: «У нашего народа есть привычка философствовать
в нетрезвом виде. Только нетрезвых плохо слушают».
– И как с научной точки зрения? В этом есть доля истины?
– Во всяком случае, неверным этот ответ назвать нельзя. Достаточно обратиться
к истории. Еще до революции 1917-го года вышел трехтомник «История кабаков России».
Там рассказывается, как люди разумные собирались в кабаках, трактирах, шинках,
корчмах. Какие беседы шли! Где изучали национальные характеры Достоевский, Лев
Толстой? Шли в кабаки. И по сей день не перевелись рестораны, пивнушки, забегаловки.
Там обсуждаются глобальные проблемы, ставятся вопросы типа «что есть бытие?»,
«зачем мы живем?» Без этого не обходится ни одна застольная беседа! Это часть
нашей жизни, закрывать глаза на явление нельзя.
– Может, житейскую науку стоит постигать не за партой, а во время застолья?
– Настоящие знания можно приобрести лишь тогда, когда займешься полезным делом.
Чтобы знания можно было применить на практике. Чем раньше, тем лучше. А наши
школы, как правило, далеки от реальной жизни, практических дел. Потому-то и
учеба идет под страхом наказания. Между прочим, в переводе с древнегреческого
слово «школа» означает «освобождение от труда». И у нас этот процесс все время
стремятся продлить. Сначала учили 10 лет, теперь собираются сделать 12-летку.
А длительное освобождение от труда еще никому не шло на пользу.
Жизненный путь героя нашей публикации
|
Николай Грудинин родился в 1937-м году в Иркутске. Там же окончил школу
и исторический факультет местного университета. В студенческие годы работал
диктором на областном радио. Закончив вуз, поступил в аспирантуру по направлению
философия. В 1968-м году защитил кандидатскую диссертацию «Предрассудки
и религия». Как вспоминает он сам, работа над диссертацией в те годы дала
ему возможность легально посещать церкви, костелы, молельные дома и по-настоящему
изучать религиозные обряды. В 1971-м году переехал в Волгоград и с тех пор
преподает в вузе, именуемом сегодня Архитектурно-строительной академией.
Убежден, что вузовский экзамен должен превращаться для студента в маленький
праздник, где не нужны шпаргалки. Перед экзаменом иногда переворачивает
билеты текстом наружу и предлагает студентам выбор в открытую. Главным критерием
знаний является работа студента в течение всего семестра. |
Наталия Пушкарская
Опубликовано: 2014-03-25
|