Новое поколение выбирает труд честный, но доходный!
Ровно тридцать лет исполнилось с тех пор, как в нашей области появился первый
УПК.
И первопроходцем в этом был межшкольный учебный комбинат Центрального района
– тогда он назывался политехническим центром.
А началось все с Михаила Кузнецова – педагога, неугомонного организатора. Он
«подсмотрел» эту идею в Москве – создать такое учебное заведение, где соединяются
плюсы школы и предприятия, чтобы дети знакомились с професси-ями не на словах.
«Загорелся» Михаил Васильевич и – через год-два в Волгограде работали такие
центры уже в каждом районе. Они соревновались между собой по профессиональному
мастерству (лидировал Центральный район, но Киров-ский, Дзержинский, Ворошиловский
«наступали на пятки»!). Увы, недавно отмечалось 40 дней, как не стало этого
замечательного человека – он не дожил до своего 85-летия и 30-летнего юбилея
«детища». Попал в аварию…
Гори, гори, моя «звезда»!
Трудно не увидеть плюсы такой подготовки к трудовой деятельности. Ведь куда
легче создать хорошую базу (дорогостоящие «всамделишные» станки, сырье) в одном
месте, чем «распылять» средства по школам. Видели хоть в одной школе мастерскую,
оборудованную не списанными «одрами»? Вот то-то!
К обучению ребят 30 лет назад привлекли мастеров «от станка», которые могли
наглядно преподавать ремесло. Одним из лучших мастеров производственного обучения
стала Людмила Ивановна Разумных. Она доходчиво объясняла детям устройство КИП
и радиотехнических устройств, а кроме того, фактически являлась директором школьного
завода «Смена».
– Работали мы от завода «Эталон» и выпускали с ребятами «звезды» на елку и «светлячки».
Наши изделия были намного красивее и долговечнее, чем китайский ширпотреб!
На школьном заводе все было, как на «взрослом»: дети-бригадиры руководили школьными
бригадами, «спускался» производственный план. Ребята зарабатывали деньги (50
рублей за 12 часов работы в неделю, когда у студентов 40 рэ стипендии!), многие
получали 2 разряд и после школы шли работать на производство. Дети попадались
разные – один мальчонка кинул в меня тяжелую деталь, чтобы проверить выдержку
– но я убедилась, что труд действительно воспитывает человека. И те же «бандюганы»
рано или поздно начинали ценить свой завод. Как не хватает детям сейчас таких
производств!
Людмила Ивановна гордится, что много ее выпускников выбрали радиотехническую
специальность, стали радиоинженерами после окончания вузов. Но и те, кто пошел
по стезе юриста, налогового инспектора, дорожат памятью о своем заводе, мастерах.
По секрету скажем, что и сотрудник нашей газеты Дмитрий Грушевский также «отпахал»
свое на «Смене» и очень благодарен Людмиле Ивановне за науку! По сей день выпускники
говорят «спасибо» мастерам Евдокии Михайловне Мещеряковой, Вячеславу Васильевичу
Нижегородову и многим другим!
А Валентина Ивановна Кравченко на «боевом посту» без малого 30 лет – с самых
первых дней первого УПК. Пришла она сюда со «взрослых» курсов, да так и осталась,
дала путевку на производство нескольким сотням девчонок, которые мечтали о работе
секретаря-машинистки.
– У меня и мальчишки занимаются и даже лучше печатают, чем девчонки! – говорит
Валентина Ивановна. – Мои ученики проходили практику в «Волгоградской правде»,
в пединституте, «политехе», на предприятиях города – и получали благодарность
за работу!
Еще бы: чтобы получить право именоваться секретарем, надо отпечатать целый «талмуд»
документов, уметь с точностью до запятой копировать сложнейшие сметы, а главное
– научиться тонкостям общения как с директором, так и с рядовым посетителем!
И уметь хранить секреты фирмы (недаром профессия названа от латинского «секретио»,
а у итальянцев секретарь приравнивается по престижности к певцу!). Валентина
Ивановна жалеет, что сейчас государство не уделяет такого внимания профессиональному
становлению детей, как раньше, когда школьников-«ударников» награждали путевками
на море. В наши дни приходится думать самим о своем выживании учебным комбинатам
(так теперь именуется бывший УПК).
А ты б в рабочие пошел?
Да, многие профессии приказали долго жить, иные стали редкостью, зато прогресс
породил кучу новых специальностей (раньше, например, наш УПК массово выпускал
телеграфистов-радистов – теперь же телеграф вытеснил Интернет). Сегодняшнему
школьнику надо выбирать свою дорожку среди 10 тысяч профессий и 40 тысяч специальностей!
Тут стишком Маяковского «у меня растут года» не обойдешься! На помощь школьнику
приходит опять-таки учебный комбинат. Методист по профильной ориентации Елена
Курочкина помогает ребятам выбрать работу «по себе». Есть даже школьный курс:
«Твоя профессиональная карьера», где «расписано» все – как себя подать работодателю,
есть ли у тебя «набор» нужных качеств для того, чтобы стать Фокой–на все руки
докой...
– Важно, чтобы интересы ребенка сочетались с его природными склонностями,– говорит
Елена Александровна.
«Профессиологи» считают, что каждый из нас на что-то способен (а некоторые –
так вообще на все!). И лучше узнать пораньше, какая работа по тебе «плачет».
Интересно, что 91% старшеклассников Центрального района уже выбрали себе профессию,
причем 52% ребят помогли в этом родители, 32% – учебный комбинат, 20% – друзья.
87, 6% детей знают, что в условиях рынка без профессионального образования не
проживешь, а 76% из них отдают должное своему УК, который показал путь к профессии.
Получить высшее профессиональное образование трудно: прежде всего, мешают материальные
проблемы, во-вторых, сказывается недостаток знаний, и на третье место из препон
ребята откровенно ставят собственную лень и неуверенность в себе. Стоит ли вообще
честно трудиться в России? Дети пришли к выводу, что скорее да, чем нет (57%
– за честный труд, но 43% к нему скептичны). Одни убеждены, что «Россия должна
процветать, она и так много пережила», «хочу жить с чистой совестью», другие
думают: «...в России все либо воры, либо рэкет» и даже «будешь честным – будешь
нищим!».
А вот на вопрос, можно ли в России прожить честным путем, 57% старшеклассников
отвечает «нет». и только 38% – «да», остальные пережидают трудные времена… Тем
не менее 52,3% ребят не приемлют «работу в криминальных группах»!
Спросите, с какого «потолка» взяты эти данные? Так сами же ребята из УК Центрального
района провели свое исследование, благо что обучаются на «социолога-интервьюера».
Профессия модная и, кстати, денежная (хотя в соцопросе на
1 место по престижности и доходности ребятня ставит юриста и адвоката. На втором
– банкир, финансист, ну а журналист и офицер жмутся на последних местах).
По словам директора УК Центрального района Елены Галушко, работая «под заказ»
школ и занимая нишу в образовательном пространстве, комбинат должен давать азы
востребованных рынком специальностей. 1600 учеников, придя сюда, выбирают кто
что: водитель категории В,С; секретарь-делопроизводитель; швея; менеджер; агент
банка; оператор ЭВМ; младшая медсестра. Подростки ценят, что они могут бесплатно
получить навыки, нужные для будущей работы. Можно сдать квалификационные экзамены
и получить разряд в 17 лет! Кстати, половина выпускников так и «идут» дальше
по выбранной еще здесь профессии.
Так что, хоть и поговаривают, что профориентацией займется школа, слухи о «смерти»
УК очень даже преждевременны!
Светлана ДМИТРИЕВА
Опубликовано: 2013-12-10
|