Господи, благослови и «язычников» тоже! Ибо не ведают они, что говорят...
Много споров вызвало интервью с язычником Олегом Нестеровым (№44 от 6 ноября). Сегодня предоставляем слово волгоградскому священнику Алексею Плужникову, который, как нам кажется, нашел поистине божественные аргументы для установления Истины.
Меня обрадовал призыв редакции высказать иную точку зрения. Значит, есть готовность выслушать оппонента. Иначе у читателя может сложиться впечатление, что редакция полностью согласна с высказываниями своего героя. К тому же есть опасность, что молодежь может принять за «серьезную» ту информацию, которая таковой, как я попробую доказать, не является.
Наконец, как православный священник, я просто обязан ответить, когда вижу, что людей вводят в заблуждение и при этом пытаются порочить христианство.
Давайте сначала разберемся в употребляемых Олегом Нестеровым понятиях – ведь чтобы понимать друг друга, надо говорить на одном языке. Олег Нестеров заявляет, что «православие и христианство – несовместимы. Ведь православие – это вера древних славян, а христианство берет начало из иудаизма»; и ниже: «Правь – мир славянских богов и предков. Православие – славление Прави».
Чистой воды выдумка! Зайдите на факультет филологии, истории или философии ВолГУ – вам любой начитанный студент авторитетно объяснит, что «Православие» – это дословный перевод греческого слова Orqodoxia (ортодоксия), которым восточные христиане называли свою христианскую веру. Любой историк скажет, что «православие» и «восточное христианство» – это синонимы, одно и то же.
И хоть О. Нестеров просит не «путать староверов со старообрядцами», но, опять-таки, любой грамотный человек, знакомый с историей раскола 18-го века, знает, что эти понятия также являются синонимами, и НИГДЕ, ни в какой научной (именно научной, а не псевдонаучной) литературе язычники не называются «староверами».
А современные приверженцы Перуна на научном языке сектоведов называются «неоязычники». Т.е. люди, выдумавшие (уж простите) свое «древнее» язычество, так как никакой связи со «старой верой» у них нет и не может быть. Связь времен передается или письменно, или живой традицией, преданием. Ни того, ни другого у язычества после принятия христианства на Руси не осталось, кроме новомодных писаний, играющих словами «под старину».
Папа от попа недалеко
Когда же наш язычник говорит, что «Ве-ра – это Веды (мудрость) и РА (сияние), то любой филолог (пусть простят меня дорогие язычники, если я опять сошлюсь на науку, ибо, к счастью, именно она часто помогает в борьбе с безграмотностью) скажет, что слово «вера» не имеет ничего общего с подобными аббревиатурами. Так же, как и заявление о том, что «аббревиатуру ПОП староверы до сих пор расшифровывают как Память Отцов Предавший» – следует расценивать, как невежественное хамство, т.к. это слово является калькой греческого слова pope (отец): отсюда «папа римский».
А уж говорить, что символом христианства «изначально была рыба (Иисус Христос в переводе – ихтиос, рыба)» – это даже не смешно, а просто глупо. Потому что «Иисус Христос» в переводе с греческого – «Спаситель, Помазанник», и изначально у христиан символом был именно крест, на котором распялся Господь. Другое дело, что в первые века, когда было жестокое гонение на христианство, изображать крест было опасно. Христиане использовали изображение рыбы, т.к. в латинском слове Ichtios (рыба) они видели анаграмму Iesous (Иисус) Theou (Божий) Huios (сын) Soter (Спаситель).
Далее. Такое понятие, как «язычник», О.Нестеров характеризует как «человек другого языка, культуры», и якобы «с легкой руки писателей русской истории ими обозвали и православных староверов».
Простите, но писатели тут совершенно ни при чем: слово «язЫки» – это перевод на церковно-славянский библейского слова, означающего «народы», а именно те народы, которые не являлись носителями истинной веры (в библейский период таковым единственным народом, имеющим истинную религию, был еврейский народ, Израиль). «Язычники», следовательно, это народы, люди, поклоняющиеся идолам, ложным богам. А из Библии это слово перешло и в последующую литературу.
В общем, можно сделать вывод, что даже беглый анализ основных понятий, используемых О.Нестеровым, показал, что читателей пытаются ввести в заблуждение (причем делается это вполне безграмотно).
Если обратиться к исторической науке, то следует остановиться на достоверности приводимых фактов. Все исторические изыскания должны быть основаны не на «мнениях», а на документах, памятниках той эпохи, иначе говоря, на первоисточниках.
Современная библеистика (наука, изучающая Библию) имеет на вооружении тысячи древнейших списков Библии, Нового Завета, Евангелия, труды христианских и не только христианских (иудейских, римских, греческих) авторов первых и всех последующих веков. Истинность библейской информации подтверждается археологическими, астрономическими, геологическими и прочими научными исследованиями.
Более мощной исторической, научной базы нет ни у одной религии мира. А теперь спросим у наших неоязычников – на каких первоисточниках основаны их «уникальные» по своей исторической ценности заявления о существовании на Руси «49-буквенного Алфавита», «Древней Буквицы», «д`арийской арифметики»? По каким именно «древнеегипетским источникам» известно, что «Египет основали белые боги (славяне)? На чем основано мнение о вине христиан в гибели «шумерской библиотеки в Вавилоне? Из каких исторических памятников Олегу известно, что «Правь – мир славянских богов и Предков», что князь Владимир имел «хазарские корни», что «славянские жрецы ходили в белых одеждах» и т.д. Пусть приведет список первоисточников (а не новомодной литературы, написанной в постсоветское время бывшими комсомольцами, которые стали «пророками»). Только тогда можно будет вести серьезный разговор о «вере», мировоззрении, а до тех пор это, простите, пустословие, причем вопиюще безграмотное.
А овцы кто?
Осталось сказать несколько слов в защиту христианства (православия). Олег Нестеров говорит, что «христианская философия была выгодна правителям… христианская религия рассчитана на то, что человек станет овцой, полностью подкон-трольной господину». Удивительно, но почему-то римские императоры в течение трех веков не догадались об этих «выгодах» и устраивали жесточайшие гонения на христиан, как раз именно за то, что они «неподконтрольно» исповедовали Христа как единственного Господа и отказывались поклоняться идолам (т.е. тем самым «богам – «предкам»). Эти «овцы» своим мученичеством закрепили принцип «христианской философии»: «Богу – богово, кесарю –кесарево».
О.Нестеров заявляет, что «вся атрибутика христианства напоминает бесконечное уныние. Образа написаны с неживыми лицами, рядом и купель, и кости святого. Все попы ходят в черных одеждах…»
Насчет «уныния» – клевета! Уныние в христианстве – один из смертных грехов. Знаете, какая наиболее повторяемая заповедь Христа в Евангелии? – «Радуйтесь!» И в апостольских посланиях эта заповедь повторяется многократно: «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю:«Радуйтесь».
Только радость эта не от «озорства» и «веселья», эта радость от чистоты сердца, от близости Бога. Спросите, способен ли язычник на такую возвышенную радость: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко изда ваша многа на небесех» (Мф,5, 11-12)
«Попы» действительно ходят в черных одеждах т.к. этим символически изображается покаянный образ жизни. Но на богослужениях одеваются облачения (ризы) цветные: зеленые, белые, золотые, голубые, красные. И все имеет глубокое символическое значение.
В христианской иконографии также нет ничего случайного. Лики святых неподвижны (а не «неживые»), ибо они отстранены от суеты, греха, они – отображение покоя. Обратите внимание – святые на иконах никогда не отбрасывают тени, они пронизаны божественным светом, не подвержены земным законам. Икона – это окно в вечность, и строгий взгляд святого напоминает нам, что христианство – это подвиг борьбы с грехом, и «хороводы водить» некогда, т.к смерть (о которой пытаются забыть веселые язычники) всегда на пороге. «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых – сила Божия». Крест – главнейший символ христианства – есть знамя победы Христовой над грехом и смертью. Зачем нужен Крест? Апостол Иоанн поясняет: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына своего в умилостивление за грехи наши».
В этом основная суть христианства: Сын Божий распялся на Кресте за наши грехи, умер, воскрес и нас, верующих в Него и исполняющих Его заповеди, воскресит в жизнь вечную. Крест Христов – это великий символ любви Бога к людям. Христос распростер руки на Кресте, весь мир призвав к себе. А что может предложить язычество?
Священник Алексей Плужников, храм Илии Пророка, г. Волгоград.
Опубликовано: 2003-12-18
|