Палево пустим налево
Россия наконец-то вышла на первое место в мире – по размаху подросткового
курения. Это просто национальный позор: среди российских школьников в возрасте
до пятнадцати лет курят 35,6% мальчиков и 25% девочек, а средний возраст, с
которого дети начинают курить, составляет 11 лет!
И вроде бы лед тронулся: на улицах появились рекламные щиты, которые «рекламируют»
совесть, призывая продавцов не отпускать табак малолеткам.
Но на пути подростка к вредной привычке этот рекламный опус вряд ли будет преградой.
Зато у табачников появляется алиби, чтобы снять обвинения в подрыве здоровья
молодого поколения. Недаром внизу щита есть подпись: «Табачная индустрия против
подросткового курения»...
Эти цифры прозвучали на прошедшем в Волгограде «круглом столе» «Взгляд общества
на проблему предотвращения подросткового курения», который проводил Общественный
Совет «Твой выбор». Присутствовавшие на мероприятии PR-менеджеры транснациональных
табачных компаний пытались убедить общественность, что производители табака
здесь ни при чем.
Зри в корень!
Не так давно на улицах Волгограда появились рекламные щиты «против подросткового
курения». Настораживает лишь одно обстоятельство: рекламное послание адресовано
не самим подросткам, а тем, кто отпускает им сигареты. То есть к маргиналам
из числа ларечников и бабушек, продающих сигареты «поштучно». «Продавец! Не
иди на сделку с совестью. Продажа сигарет запрещена законом», – вещает плакат.
Рядом с надписью – фотокомпозиция: встревоженный подросток, рука которого тянется
к красной кнопке.
Кому и зачем понадобилось проводить такую акцию, начинаешь понимать, подойдя
к биллборду на расстояние в полтора метра и прочитав мелкую надпись: «Табачная
индустрия против подросткового курения». Но как ни крути, а на пути подростка
к вредной привычке этот рекламный опус вряд ли будет преградой! Зато у табачников
появляется алиби, чтобы снять обвинения в подрыве здоровья молодого поколения.
Как выяснилось, финансировали эту рекламную кампанию четыре транснациональные
табачные корпорации, активно работающие в России. На вопрос корреспондента «Молодого»
об эффективности этой антитабачной «наружки» координатор по связям с общественностью
компании British American Tobacco Светлана Червякова ответила, что такие исследования
не проводились…
Со слов руководителя отдела по связям с общественностью Philip Moris Татьяны
Смирновой табачные компании в программе предотвращения подросткового курения
участвуют вот почему: табачникам не безразлична судьба бизнеса, которая во многом
зависит от того, как относится общество к табачным компаниям.
Так вот оно что! Мероприятие это – скорее всего завуалированная PR-акция. Например,
в «наружке» (наружная реклама) доля рекламы табака доходит до 20%. С точки зрения
маркетинга, выполнена она безупречно (в отличие от вышеуказанной антитабачной)
и нацелена чаще всего на молодежь, завлекая ее картинками красивой жизни, которая
неизменно связывается с курением сигарет той или иной марки.
В сравнении с этим рекламным никотиновым валом «антитабачные» мероприятия табачных
компаний напоминают укол слона булавкой. Так, например, в заслугу себе табачники
поставили расклеенные по магазинам стикеры: «Мы не продаем табачные изделия
лицам моложе 18 лет. Это закон!», конкурсы «некурящий класс», которые охватывают
небольшую (в масштабах страны) группу школьников из Москвы, Питера, Саратова,
Липецка – всего 800 школьных классов, ряд других рекламных акций, о которых
большинство присутствовавших на круглом столе впервые слышали.
А что же общественность и властные структуры? Проблема, по мнению волгоградских
участников «круглого стола», – в недостаточной информации о вреде курения, несоблюдении
закона «Об ограничении курения табака», отсутствии пропаганды здорового образа
жизни. А также в скрытой рекламе табака в популярных киносериалах.
Клубы вместо дыма
Однако даже в сравнении с другими российскими городами Волгоград, по мнению
директора Общественного совета «Твой выбор» Татьяны Маркичевой, выглядит удручающе:
процветает бесконтрольная продажа запрещенных сигарет «поштучно», а также реализация
сигарет несовершеннолетним в киосках. Что, кстати, подтвердила и первый заместитель
начальника Управления государственной торговой инспекции по Волгоградской области
Нина Никитенко.
Но почему-то не отпускала мысль, что проблема подана так, чтобы ее не возможно
было решить в принципе: в основном обсуждение свелось к тому, что уж очень много
у нас детей курит, как не допустить продажу табака несовершеннолетним и почему
нарушается закон на предмет размещения рекламы табака ближе чем на 100 метров
от детских и учебных заведений.
– Вот если бы табачные компании вместо шумных акций строили спортивные сооружения
для подростков, создавали подростковые клубы, – подвел итог заместитель председателя
Комитета по физической культуре и спорту администрации Волгограда Александр
Тамаров, – проблема детского курения была бы давно решена. Подростки, которые
заняты в них, на 95% не курят!
Табачникам, «обеспокоенным судьбой бизнеса» в не очень далекой перспективе,
наверное, стоит задуматься над этим предложением: здоровье детей с каждым годом
становится все хуже и хуже, и продавать сигареты скоро вообще будет некому.
Продавцы «не видят» надписи в упор...
В последнее время проблеме подросткового курения стало уделяться слишком мало
внимания. Складывается впечатление, что люди просто смирились с образом современного
школьника, которому без сигареты ну никак не обойтись.
Пытаясь объяснить это, мы постоянно ссылаемся на то, что если «дурья башка решила
начать смолить», то ее уже ничем не остановишь. Однако мы забываем, что не будь
у нас чересчур великодушных продавцов, готовых отпускать никотин кому попало,
шансов достать заветной отравы у тинэйджеров стало бы куда меньше. А потому
не мудрено, что совсем недавно улицы нашего города украсили плакаты с призывом
к продавцам не идти на «сделку с совестью» и уже знакомые всем стикеры, напоминающие:
«18 – это закон!» Казалось бы, наконец-то о молодежи вспомнили, позаботились,
да вот только есть ли толк от такой заботы?
Поход за отравой
Дабы выяснить это, я решил совершить обход по магазинам и киоскам города и
изобличить продажных дельцов. Покинув стены редакции, я сразу же заглянул в
киоск, который находится неподалеку от ж/д вокзала, за очередной пачкой сигарет.
Получив заветную отраву (каюсь – курю), я поинтересовался у продавца, почему
он не осведомился, сколько мне «от рождества Христова». Улыбчивый предприниматель
сразу же нашелся: «Я вижу, вы с девушкой, потому о возрасте спросить даже постеснялся».
«Хорошо хоть не послали», – порадовался я, и не зря; в ларьке рядом с цирком
меня долго слушать не стали и без лишних церемоний отправили в места «не столь
отдаленные».
Бабушки-старушки отоварят всегда!
Куда оригинальнее оказались наши бабульки. Когда я оглашал вслух свой возраст,
они обычно или предлагали вернуть деньги (при возврате товара) или поднимали
такой вой, что хотелось поскорее скрыться в неизвестном направлении. Вдоволь
нахватавшись «ласки» от уличных торгашей, я решил пробежаться по самым популярным
ныне супермаркетам. После того, как в «Пятерочке», «Магните» и «Радеже» на мой
возраст не обратили никакого внимания и спокойно «пробили» мне пачку сигарет.
Я было уже совсем отчаялся, но – не «все йогурты одинаковы». В супермаркете
«Перекресток» бдительный кассир сразу же поинтересовался, есть ли мне 18. Правда,
сигареты все же отпустил (видимо, заботился он обо мне только из вежливости).
Даешь народное ополчение!
Так как же усмирить бесстрашных торгашей «никотином»? В поисках ответа я отправился
к своему преподавателю по административному праву Юрию Егоровичу Ерастову, который
мне и поведал, что коммерсантов-«растлителей» можно наказать, зафиксировав момент
продажи (вместе с сотрудниками милиции). После этого составляется протокол,
и продавец подвергается административному наказанию в форме предупреждения или
штрафа.
Что же мешает нашей милиции вплотную заняться этой проблемой? Что нам не дает
собрать «народное ополчение» и восстать против потерявших совесть продавцов?
Великая Русская Лень, вера в то, что торгаши-негодяи одумаются, а может, и вовсе
что-то другое...
Владимир ЕЛЬНИКОВ, Сергей Деменко
Опубликовано: 2004-12-16
|