Блаженство бессонницы
Сказка, рассказанная на ночь. Пугающая и притягивающая одновременно. Рассказанная скульптурами, сплетенными с мифологией, равно затрагивающая как прекрасное, так и метафизическое. Бессонница. Хоровод двенадцати мистических фигур, женщин, метафизически связанных с нашей жизнью, призванных творить.
Свое 50-летие Волгоградский музей изобразительных искусств (ВМИИ) отметил «музеем бессонницы». Создал его Леонтий Озерников, и бессонница уже захватила огромное количество городов России. Потому что речь идет не о далекой сказке. Дело в нас. К каждой из фигур есть ключ, скованный из мифологии, сказок и событий.
Первая фигура. Ева.
Это история о грехопадении, о роли змея-искусителя в нем, значении знания и преломление совершенного поступка к своему новому облику и месту человека в нем.
Фигура вторая. Сфинга.
Сфинга задает загадки и карает тех, кто не знает на них ответ. Помните мифологию с ответом «человек»? Но автор идет дальше, он предлагает заглянуть внутрь себя, ответить прежде всего самому себе на глубинный вопрос Сфинги: «Кто ты, человек?»
Фигура третья. Венера.
Богиня красоты и ночи. Повелительница темноты. У Венеры много ипостасей – она символизирует женское начало, рождение, природу.
Фигура четвертая. Сивилла.
В руках Сивиллы-прорицательницы находится книга судьбы. Она может изменить жизнь человека по своей воле, так, как ей хочется. В руках ее прошлое, будущее, но она позволяет человеку жить, не ведая себя, дает шанс начать все с чистого листа.
Фигура пятая. Гетера.
Пятая история – о несбыточных, розовых мечтах. Вот и Гетера угодливо наклонилась, держа в руках поднос со всевозможными напитками. Соблазн господства, вседозволенности. «Проси, что хочешь!»
Фигура шестая. Саломея.
Танцуй, Саломея! Танцуй для царя! Но не желай голову своего любимого, потому как казнят и тебя. Танцуй! Танцуй, и, может быть, ты решишь эту легенду иначе. В этот раз уступишь мести, пожелаешь полцарства, но не убьешь никого...
Фигура седьмая. Роботесса и мотошут.
К чему мы стремимся? К душе или прогрессу? Знаниям или житейской мудрости? Станет ли человек счастливым, создав более совершенную технику? Не погубит ли «жеребенка» «стальная конница»?
Фигура восьмая. Шахерезада.
Сказка тысячи и одной ночи, рассказанная из телевизора. Изменение реальности красивыми словами, подкрепленными картинкой. Новый мир. Только твой. Только в экране. А как сильно ему принадлежишь ты?
Фигура девятая. Галатея.
Галатея – это путь к самосовершенствованию, это стремление познания не только окружающего мира, но и себя, своих возможностей, творчества. Поэтому Пигмалион и влюбился в Галатею, в свое творение, в свой идеал, прописанный автором. Или не так?
Фигура десятая. Селена.
Это желания, это подсознание, это тайны, спрятанные и скрытые глубоко-глубоко. Но изменились ли они от этого? Сможем ли мы пережить их или смириться?
Фигура одиннадцатая. Феникс.
Феникс – вы это, конечно, знаете, перевоплощение. Попытка измениться, выйти из установленного круга, по-новому прожить жизнь, не допускать прежних ошибок. Но… человек не помнит прошлых жизней. Он может лишь полагаться на видение Феникса, обдумывать каждый свой поступок.
Фигура двенадцатая. Анима.
Круг замкнулся в его венце. Что будет, если человек избежит соблазнов? Что если он ответит Сфинге на ее вечный вопрос? Что если поступит единственно правильно в самый решающий момент жизни? Анима. Она взлетела над всем земным, недолговечным, она свободна. Она не есть конец. Она – начало нового...
Музей возвращает нас не только к легендам. Он делает нечто большее – он обращает нас к самим себе.
И пожелайте друг другу «Спокойной ночи»!
Дина Ускова
Опубликовано: 2010-12-09
|