Формула поэзии
То, что поэтами не рождаются, доказывает хотя бы тот факт, что многие из них – медики, программисты... И математики. Стихотворения – дело всей жизни, которое эту жизнь не загораживает. Павел Борознин как раз такой поэт. У него при полноценном математическом образовании вышел поэтический сборник «Межсезонье», несколько акустических альбомов.
– И так получается, что тебя рано или поздно догоняет строчка. Она может прийти где угодно и когда угодно. Главное – не пропустить ее. Отвлечешься на пять минут, решишь, что и потом сможешь вспомнить слова, и вот все убежало, внутри тишина. Если успел, поймал – жди. Скоро к этим строкам придут другие. Я даже предлагал как-то устроить флешмоб, где каждый предложил бы тему или подкинул несколько строчек, а потом создал бы для каждого стихотворение.
– Ты считаешь, что стихотворения поддаются математическим законам...
– В стихах, хороших стихах, должна быть гармония, как, например, в снежинках. Каждая из них непохожа на другую, но все структурированы на уровне атомов. Стихотворения же упорядочивает размер. Даже не хорей или ямб, а твой внутренний размер, но он должен быть. Если говорить иначе, то это формула стихотворения.
– Ты ведь еще и музыкант. В музыке эта формула тоже есть?
– В музыке она даже ощутимей. Ведь есть звук, ритм – это все физика! Наверно, можно составить формулу шедевра. В нее бы уложилось все, даже гениальные творения Моцарта, Чайковского. Но эта формула либо слишком проста, либо слишком сложна. У Артура Кларка есть произведение «Абсолютная мелодия» о закономерностях. Думаю, оно подходит к нашей беседе.
– Вернемся к поэзии...
– Думаю, что она складывается из таланта и опыта, смысла и размера. Талант есть у многих, дилемма в том, что одного его недостаточно. Опыт – это своеобразный навык владения словом. Он дает размер, смысл. С него все и начинается.
– Ты зарегистрирован на литературном портале Стихи.ру...
– С ним удобно работать, здесь пишет много народа. Стоит только поставить необходимый фильтр, можно найти множество замечательных вещей. Кстати, есть небольшой секрет. Лучше не выкладывать сразу все свои 5000 стихотворений, надеясь на признание. Все равно их никто не прочитает – открывают несколько первых строчек в списке, а остальные – случайным образом. Оптимальный вариант – в день по стихотворению, два выкладывать.
– И все же математика или поэзия?
– Я поступил на математический факультет, когда уже писал стихотворения. Многие спрашивали, почему поступал не на филологический. Мне ближе цифры, они для меня много символизируют, мне с ними удобно работать. Есть специальные тесты по психологии, когда определяется, какой вид деятельности человеку ближе. Например, «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – символ». У меня как раз последний вариант.
– Почему ты то Борн, то Борознин?
– Публиковать стихи я стараюсь под своей настоящей фамилией. А Борн – это фактически сокращение от фамилии Борознин. К киношному Борну это не имеет никакого отношения, я даже его не смотрел…
Как провести ту грань между математикой и гуманитарными науками? А может, не надо ее проводить, отделяя тех от других? Есть же люди, которые не ограничивают себя рамками того или иного мышления и творят, невзирая на условности...
Дина Ускова
Опубликовано: 2010-12-09
|