На зависть «Ротору», во славу Волгограда
…Тренером волгоградской футбольной команды спортсменов-ампутантов «СКИ-Академия» Евгений Григорьев стал, можно сказать, случайно: однажды в 1999 году заглянул в ДК им. 40 лет Октября, что в Краснооктябрьском районе и... остолбенел.
В зале под руководством создателя команды Шалвы Кудзиева резво тренировались парни на костылях. Узнав, что Евгений Дмитриевич является профессиональным футбольным тренером, Шалва Нестерович предложил ему «заняться» вратарями-ампутантами. Через год, когда Шалвы Кудзиева не стало, Евгений Григорьев стал тренером волгоградской команды футболистов-ампутантов. «В прошлом году до заслуженного тренера России «дослужился!» – улыбаясь, похвалился Евгений Дмитриевич.
– Евгений Дмитриевич, как и кто приходит в «СКИ-Академию»?
– Создатель команды Шалва Кудзиев ходил в конце 90-х годов по местным госпиталям, больницам предлагал парням заняться футболом, – рассказал Евгений Григорьев. – Именно в тот период «нашлись» Валерий Садовский и Александр Кожакин – участники Чеченской кампании, имеющие боевые награды. Остальные потеряли ноги при бытовых травмах: кто под машину попал, кто поезд не заметил, кто от электричества пострадал... Но, несмотря на вроде бы очевидные физические недостатки, этих людей даже мысленно трудно считать инвалидами. Они так тренируются, у них глаза горят, у них столько побед!
– Если говорить о правилах, то чем они отличаются в футбольной игре у спортсменов-ампутантов?
– Ребята бегают по полю на костылях, но костыли считаются продолжением... рук. То есть костылями нельзя бить по мячу – только ногой! Поле моих футболистов немного укорочено: если площадь нормального поля составляет 70 на 110 м, то у нас – 40 на 60 м. Также особые правила касаются вратарей: они не могут покидать штрафную площадку, и на ворота ставится ампутант без одной руки. Кстати, у сборной футболистов-ампутантов Франции на воротах стоит парень без руки и на... двух протезах вместо ног.
– Я знаю, что сегодня вы тренируете не только волгоградскую команду, но и сборную футболистов-ампутантов России. Верно ведь?
– Да, с 2004 года я стал главным тренером этой сборной. А вообще команд, аналогичной волгоградской, в России всего двенадцать: две в Москве, также есть в Санкт-Петербурге, Барнауле, Кемерово, Владикавказе, Грозном, Нижнем Новгороде, Ижевске, Сухуми, Казани. За сборную России из волгоградцев играют: Сергей Абрамов, Степан Бзанов, Валерий Садовский и Александр Кожакин, кандидат в сборную Юрий Плохих.
– Для футболистов-ампутантов футбол – это единственное занятие в жизни?
– Ничего подобного! Для них это эффективная реабилитация. Мои ребята работают на разных предприятиях Волгограда, у всех есть семьи, у многих дети. Думаю, что именно футбол помог и помогает им реализоваться в жизни.
– А бывает, что ребята все-таки срываются?
– Конечно, бывает! Но я им в таких случаях говорю: ты, главное, скорее наверх выплывай! Все в жизни бывает, но если ты застрянешь в негативе, то вообще «утонуть» можешь. Кстати, был у меня пример, когда один мой парень, скатившись на «дно», так и не смог подняться. Он действительно играл очень талантливо, стал чемпионом, его стали хвалить, а вместе с тем и наливать. Так он и начал спиваться. А потом и того хуже – на иглу сел. В результате – умер. Очень жаль парня, а с другой стороны, вот он наглядный пример, как человек, поднявшись на вершину, скатился на самое «дно», да там и остался навеки. И, думаю, его жизнь стала для многих моих ребят примером, как делать нельзя ни в коем случае!
– Совсем мальчишки в вашей команде есть?
– Да, появился недавно Руслан Соляник, ему 13 лет. На больших соревнованиях ему пока нельзя выступать – только с 14 лет положено, поэтому он просто с нами тренируется. А вообще-то безногих мальчишек-инвалидов немного. Как мы грустно шутим, дескать, чтобы вырастить смену, давайте отлавливать здоровых пацанов и «отпиливать» им ноги.
– А здоровых мальчишек не пробовали тренировать? Ведь какой стимул для них: они с руками и ногами шалберничают, а тут дядьки без ног мало того что играют в футбол, еще и чемпионы мира!
– Пробовал! В 2003–2004 годах дали мне полставки педагога в Краснооктябрьском детско-юношеском центре. Набрал я человек тридцать мальчишек. Почти что беспризорников. Как потом выяснилось, все местные самые хулиганистые пацаны пришли ко мне. Поскольку я поставил им условие, что учебу они должны подтянуть, то многие из них учиться стали значительно лучше. Но самое главное, что двое за этот год, что я преподавал, умудрились перейти в спортивные классы, да так и связали свою жизнь со спортом, стали нормальными мужчинами. А потом кому-то мои полставки, видимо, помешали и... пришел приказ из местного комитета по образованию, чтобы секцию закрыть. Пришлось этих мальчишек распустить, хотя и мне, и им было обидно до слез. Самое печальное в этой истории, что большая часть этих пацанов потом стали преступниками и алкоголиками... Вот такая грустная жизненная история!
– Вы обмолвились, что наша команда является чемпионом мира и Европы. А как обстоят дела с футболом для инвалидов за рубежом?
– Наша сборная команда является одной из сильнейших. И, главное, нигде, кроме как в России, нет такого количества команд ампутантов. Во Франции всего одна. В Англии – две. В Иране – три. Думаю, что мы можем давать мастер-классы и учить других. Кстати, в прошлом году я был с мастер-классом в Турции. Если бы еще заполучить поддержку властей... Но, увы, в России, видимо, всегда спасение утопающих будет делом самих утопающих!
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-11-25
|