Даешь ЕГЭ в детском саду?
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко готовит предложения по введению добровольных экзаменов для выпускников четвертых и девятых классов.
«Мы начали работать над введением системы портфолио. Это система (портфолио), в которой ребята не один бы раз сдавали экзамены», – сказал министр.
Фурсенко считает, что школьники в будущем могли бы сдавать экзамены не только после 11-го класса, но и при переходе из четвертого в пятый класс и из девятого в десятый класс. По его мнению, эти экзамены должны быть добровольными, а принимать их могут представители педагогических ассоциаций.
По мнению министра, портфолио, куда войдут учебные, внеучебные и спортивные достижения школьников, наряду с ЕГЭ позволят более полно оценить их знания. Также достижения потенциальных абитуриентов будут учитываться при их поступлении в вузы.
Поскольку до сих пор отношение к системе ЕГЭ неоднозначное, мы решили спросить у «бывалых», то есть педагогов, родителей и детей, нужны ли «тесты» в более младших классах. А еще помогли бы им они, родись они на лет пять-десять попозже...
Светлана Власова, инженер, мама троих взрослых сыновей:
– Возможно, это неплохо, поскольку система ЕГЭ – это одновременно инструмент и индикатор, наглядно представляет достижения учеников. Но прежде чем что-то вводить, необходимо продумать хорошенько все моменты. Например, чтобы вопросы были сформулированы так, чтобы учили детей мыслить, а не тупо ставить галочки в нужных местах.
Наталья Ерофеева, домохозяйка, мама будущей первоклассницы:
– Думаю, что сдавать экзамены после девятого в десятый класс вполне оправданно, а вот после четвертого класса – зачем? Зачем устраивать ребятишкам лишний стресс? Ведь согласитесь, что экзамен – это всегда стресс... А главное, что он даст, этот экзамен после четвертого класса? Что детей, которые его не сдадут, реально оставят на второй год?! Да не верю!
Алла Захарова, экономист, мама сыновей-пятиклассников:
– Сомневаюсь, что учащение аттестаций приведет к повышению качества знаний. К усилению стресса точно приведет. И еще важный момент! Не получим ли мы в итоге людей-«портфолиоманов», для которых формальные достижения будут важнее настоящих знаний, искреннего полета творчества и стремления к осуществлению мечты – того, что по идее должно двигать человеком по жизни... Ведь, по-хорошему, овладение определенными знаниями и умениями – это не самоцель, а всего лишь «шажки» к конкретным целям и мечте.
Елена Курносова, врач, мама 14-летнего сына Константина:
– Экзамены были и раньше. Как говорится, все новое – это хорошо забытое старое... Тогда, по рассказам моей мамы я знаю, что сдавали во всех классах и почти все предметы... Качество знаний было поэтому – ого-го-го! Моя мама в свои семьдесят лет запросто переводила простенькие немецкие тексты, хорошо знала русский язык, писала почти без ошибок! Что касается сегодняшнего дня, то я уверена, что и система ЕГЭ после четвертого, девятого и одиннадцатого классов станет чем-то формальным и громоздким. Чтобы стало по-иному, надо ответить себе на вопрос: чего мы хотим добиться этими экзаменами? Кучи знаний в голове? Умения мыслить? Гонимся ли мы за модой? Или просто хотим хорошо выглядеть на фоне мирового сообщества?
Анна Павлова, продавец, мама 16-летней дочери Кристины и 10-летнего сына Дмитрия:
– Нашим малышам, четвероклассникам, и так хватает в жизни стрессов. Каждый раз вижу, как большинство ребят переживают, когда пишут простую проверочную или контрольную. Зачем лишний стресс? А что касается портфолио, то, я думаю, новшество нужное. Мои ребята с удовольствием его ведут! Но, как правило, средняя школа не продолжает начатое в начальной. Обидно! Получается, на деле никто не хочет отслеживать рост и развитие конкретного ребенка...
Елена Исаева, бухгалтер, мама дочерей Анны и Влады 12 и 14 лет:
– Удивительное дело: мы стараемся замотивировать детей на учебу исключительно из-под палки. Дескать, если не будешь хорошо учиться, то не сдашь экзамены уже в четвертом классе... Или в девятом... Или в одиннадцатом... А как же мотивация на учебу через интерес, через горящие глаза учителя, через желание состояться в любимой профессии? Ведь инструментов, чтобы ребенок хотел учиться, масса! Пишет с ошибками – пусть попробует сочинить сказку и «издать» в своем альманахе, где все, конечно же, должно быть без ошибок! Не знает геометрии – пусть попробует сочинить песню для доказательства той или другой теоремы. Не знает английского – да пригласите в школу делегацию, и пусть с ними во время неформальной части разговаривают именно «двоечники» по языку. Думаю, у многих сразу стимул проснется... Любить надо детей, видеть в них одаренных личностей, а не тупиц, которых надо только «гонять» постоянно!
Татьяна Яворская, учитель, мама 15-летнего сына Александра:
– На тот момент я работала в Санкт-Петербурге. Мой тогда еще четвертый класс два года назад в качестве эксперимента писал работу в форме ЕГЭ. Стресс был невероятный! Чужой человек проводил, в туалетах за детьми следили... Более того, писали в один день и математику, и русский язык. Перерыв между тестами – 15 минут. Последних ребят из класса не выпускали (что привело к слезам после первой работы), пока не запечатали пакет с ответами. Но, к моему удивлению, дети очень достойно выдержали экзамен. Результаты тестирования по математике и русскому языку, соответственно: 86% (4,87 средний балл) и 76,5% (4,56 средний балл). Но какой это был для них стресс! У многих после поднялась высоченная температура и обострились хронические «болячки»... Естественно, что «эксперимент» отразился и на репутации школы – некоторые родители перевели детей в другие школы, а уж сколько было «разговоров» у директора!
Максим Стайков, ВолГУ, первый курс:
– Слушайте, а, господа чиновники от образования, не пробовали устраивать тесты в детском саду? А что, очень эффективно: умеешь ложку держать и просишься на горшок – годен, будет тебе место в детском саду, нет – посиди еще дома годик! Так, глядишь, и проблему с местами в детских садах решим!
P.S. Редакция «Молодого» уверена, что на этом дискуссия не завершена. Обсудить поднятую тему можно на портале www.miatz.ru. Желаем эффективной дискуссии!
Ева Ненашева
Опубликовано: 2010-11-11
|