К барьеру
по-университетски
Рискну поднять совсем не политкорректную тему. Да простит меня кодекс этики журналиста. Взаимоотношения преподавателей и студентов относятся к области необсуждаемой. Там свои законы, правила, порядки, и вроде всем все ясно. Цель преподавателя – дать. И так, чтоб запомнилось, то есть чем сильнее, тем лучше. Цель студента (основная) – взять даденное.
Вся наша бурная университетская жизнь в основном и протекает внутри барьеров этих двух великих целей. Но иногда процесс погрызывания гранита сбивается с привычного ритма. Вот тогда-то и возникают проблемы. Нешуточные. И одна из них, пожалуй, самая неприятная – конфликты с преподавателями. В этот материал я решила не включать ситуации привычные и однозначные а-ля: «Меня зовут Вася. Я увидел Таисию Борисовну в первый раз в декабре. Она мне не поставила экзамен. Теперь я призывник, спасите». Поговорим о настоящих бедах, в наше нелегкое время, к сожалению, распространенных. Все приведенные ниже истории рассказаны студентами разных вузов и разных специальностей*. Спасти утопающих согласилась Татьяна Морозова – член ассоциации психологов России и сотрудник РАН.
Ольга Смолянинова,
1-й курс ВолГУ
«Я прекрасно понимаю, что нельзя спорить с преподавателями. Нарываться себе дороже, тем более длительность моей жизни в роли студента зависит именно от них. Но проблемы себе на голову я быстро отыскала. Мне искренне не понравилась наша преподавательница английского языка. У нее просто наплевательское отношение: на пары она опаздывает, предмет, как следует, не преподает. Мы вообще непонятно, чем занимаемся всю пару. Переводим никому не нужные тексты, которые она даже не проверяет. Все скажут, что это здорово. Но я так не думаю. Я только что закончила школу с английским уклоном, а теперь я просто язык забуду с таким отношением! Я вместо ее пар стала ходить на репетитора. Прихожу на модуль, а она меня не пускает – много пропусков. Я не могу тратить время на ее разговоры о погоде, но зачет все равно получать надо. Не знаю, что делать теперь».
Выход из ситуации
Сразу укажу тебе на твое сильное заблуждение: протяженность твоей жизни в роли студентки в равной степени зависит и от тебя, и от преподавателя, а иногда вообще в основном от тебя. По делу. К сожалению, не перевелись еще (и никогда не переведутся) люди недобросовестные. Это касается не только преподавателей, но и студентов. Ваше негодование понятно, но и поведение преподавателя закономерно. Дело в том, что она видит – вы разбираетесь в предмете, а когда придет время проверки, ей нужен будет человек, на которого можно будет опереться. А вы лишаете ее такой возможности. У вас есть целых три выхода из сложившейся ситуации: вы либо переносите репетитора на другое время, приходите на ее пары и переводите тексты дальше, либо говорите с преподавателем, оставляете ей свой телефон и по мере необходимости приходите ей помогать, либо, посовещавшись с группой, обращаетесь в деканат с просьбой заменить вам этого преподавателя. Но тут будьте готовы тщательно продумать план действий, дабы вам ваша революция не вышла боком.
Игорь Панченко,
1-й курс ВАГС
«В общем, проблема не только у меня, но и вообще у всех мальчиков в нашей группе. К нам пришло преподавать историю Отечества чудо в перьях. Он доцент, при этом он красит ногти, носит узкие штаны и мех. Он все время просит мальчиков садиться вперед. Мне просто отвратительно, я не могу посещать его лекции».
Выход из ситуации
Обратите внимание на то, что вы говорите только о внешней стороне проблемы. Вы не говорите о профессиональных качествах этого человека. А вас должны интересовать именно они. О его ориентации вам не только невозможно судить, но и не нужно. Вы пришли учиться, он пришел учить. Скорее всего, ваш преподаватель просто эпатажная личность, а такие, как правило, просто чудесно умеют рассказывать. Так что вам придется перебороть свое отношение и постараться не смотреть на человека, а в первую очередь слушать его и понимать. Это трудно, но необходимо.
Григорий Веренков,
2-й курс ВГПУ
«Философия – интереснейший предмет. Но он требует особого преподношения. Преподаватель должен, на мой взгляд, вызывать в студентах интерес, подстрекать их, сталкивать мнения. А наша женщина очень любит себя и свою точку зрения, лекции превращаются в зачитку непонятных данных с листка, а семинары – в хоровое чтение этих лекций. Шаг в сторону – ноль баллов. А еще у нее есть любимчики, я в их число не попал. Она меня не спрашивает, а если спрашивает, то прерывает на полуслове, не дает выйти на мысль даже. В итоге – смехотворное количество баллов за контрольную и полное нежелание продолжать с этой женщиной общение».
Выход из ситуации
Такие люди тебе еще не раз встретятся. Так что заучивай алгоритм действий: нравится предмет? Читай самостоятельно дополнительную литературу, методику, научные работы – сейчас проблем с поиском информации практически нет. Лекции ее выучивай и выкладывай слово в слово. Это развивает память. А если серьезно, ты говоришь «не дает выйти на мысль», значит, ты не умеешь с ходу формулировать проблему и давать точные определения. Она тебя учит четко и быстро формулировать свои мысли. Навык полезный, тренируйся. А на пары ходи обязательно, а то так экзамен вообще не сдашь.
Мария Шаповалова,
4-й курс ВолгГТУ
«Социологию у нас ведет просто невыносимый человек. Он почти всю пару рассказывает нам о своих путешествиях по загранице и о том, как он любит Америку. При этом он надевает непробиваемую маску пафоса и через слово вставляет какой-нибудь термин по-английски. Это нестерпимо бесит, а еще больше бесит то, что он постоянно опускает Россию. Все время сравнивает нашу страну с США и говорит, что в нашем обществе жить невозможно, что мы – страна варваров. Так и хочется сказать: «Вали в свою Америку», но приходится молчать. Еще мне проблем по социологии не хватает».
Выход из ситуации
Быть патриотом – это замечательно и похвально. А ваш преподаватель по социологии относится к категории сказочников, но при этом он явно закомплексован и пытается повысить свой статус в ваших глазах подобным поведением. Он наверняка рассказывает много интересного, слушайте, запоминайте. Возможно, выпадет шанс в США съездить – будете знать, куда идти. С этим преподавателем вам надо видеться почаще, это научит вас сохранять самообладание и уживаться с носителями мнений, которые вы не разделяете. Кстати, ради интереса спросите у него на лекции: «Чего, на ваш взгляд, не хватает России, чтобы стать идеальным обществом?»
Ксения Неретина,
1-й курс ВолГУ
«У меня вообще ситуация незавидная. У нас преподает теорию относительности замечательный человек и очень хороший специалист. Но при этом он такой низенький и неуклюжий. На него невозможно смотреть без смеха. А недавно я зачем-то села на вторую парту, передо мной никого не было. Он сначала на эту парту облокачивался, а потом зачем-то поставил одно колено на скамейку. При этом он сам оказался в каком-то подобии глубокого выпада. Я не выдержала и громко засмеялась. За мной стали смеяться все. Проблем у меня не будет, просто очень стыдно, он сильно смутился».
Выход из ситуации
Если стыдно, то достаточно искренне извиниться. Причем к таким людям, как ваш математик, ни в коем случае нельзя подходить извиняться с коробкой конфет в руках или еще каким-нибудь подарком. Это будет воспринято как подхалимство чистой воды. Подойдите к нему и от всей души попросите прощения. Максимально искренне. Он наверняка скажет, что уже давно все забыл. Это, конечно, будет неправдой, но ему станет приятно и вам легче.
Ангелина Гаспорян,
3-й курс ВГПУ
«У нас преподавательница по социальной психологии очень серьезная и умная женщина. Но при этом она к нам относится как к низшим существам. Хуже всего она относится к платникам. Я всего один раз не сделала задание, на что она мне сказала, что платники к ней могут вообще не ходить, она и так всем тройки поставит. Я не выдержала и сказала, что хочу высокую оценку и то, что я не прошла на бюджет, вовсе не значит, что я тупая. А еще я сказала, что почти весь вуз живет на наши деньги, так что можно к нам относиться как к людям. Формулировка, видимо, была слишком жесткой. Она сказала, что армянам все равно, куда деньги тратить. Я сильно рассердилась и вышла из аудитории, чтобы совсем не усугубить свое положение. Теперь я нескоро захочу вернуться к ней на лекции».
Выход из ситуации
Мне трудно судить о ситуации, так как я не присутствовала при конфликте и не слышала реплик преподавательницы в оригинале. Если твоя интерпретация событий верна, то: отношение преподавателей к своим студентам сугубо личное, и с ним просто придется мириться. Социальная психология, как я понимаю, у вас один из самых важных предметов, поэтому надо готовиться – тут недовольство преподавателя ясно. Формулировка про деньги лишняя. Больше никогда так не делай. Ведь фактически в одном предложении ты говоришь «хочу пять, я не тупая. У меня есть деньги, считайте меня человеком». Автоматически второе аннулирует первое. Преподавательницу рассердил даже не смысл слов, а то, что ты вступила в спор, хотя не должна была этого делать. Тему национальностей она затронула из-за сильного эмоционального напряжения, на это вообще не стоит обижаться. Расценивай произошедшее как стимул перевестись на бюджет. А для этого надо систематически готовиться ко всем парам. Дерзай.
Конфликт – грязное дело двух виноватых сторон. Попробуйте наорать на табуретку, вряд ли это выльется в войну людей с мебелью, максимум – с соседями. Точка зрения студентов ясна, остается разобраться с тем, как на подобные происшествия смотрят преподаватели. Продолжение следует.
Анастасия Веденеева
Опубликовано: 2010-11-11
|