Машина времени
Мечта любого историка – чтобы разные эпохи сошлись в одном месте. Думаете, такого не бывает? Да нет, уникальность Волгоградской области именно в том, что в ее границах можно легко перемещаться во времени. И объекты все знаковые, любой из них мог бы стать местом паломничества туристов и составить славу нашего края при должной «раскрутке».
Начнем со «старины глубокой». Точнее, с доисторических времен, когда территория, которая теперь гордо именуется Волгоградской областью, являла из себя дно океана. На память отступающие воды оставили меловые горы под Ольховкой, где до сих пор легко раскопать следы аммонитов и других ископаемых «протоживотных», отчетливые образцы палеофауны.
Спустя каких-то семьдесят миллионов лет нашу местность облюбовали существа разумные, прямоходящие. Первые «сапиенс» волгоградскую прописку получили в русле речки Сухая Мечетка, которая обрамляет город с севера, со стороны Спартановки и Волжской ГЭС.
Это были жители палеолитического поселения у выхода к Волге (Ра). Стоянка датируется мустьерским периодом (75–100 тыс. лет назад), но включает и предметы позднего палеолита. Очень может быть, что на несколько десятков веков тут задержались хомо сапиенс, выходящие в сторону Евразии из Африки, прародины человечества.
Стоянку открыли археологи в 1951 году. Исследователи собрали здесь кости животных того периода (зубра, лошади, сайги, мамонта), около 8 тысяч каменных изделий. Среди них 365 (прямо по числу дней в году!) – рубила, остроконечники. На территории стоянки обнаружены следы очагов. К ним тяготеют скопления костей животных и каменных орудий. Это позволяет предполагать у очагов наличие жилищ, скорее всего, в виде шалашей типа чумов.
Материал раскопок хранится в фондах и представлен в экспозиции Волгоградского областного краеведческого музея.
Видно, хорошо здесь жилось нашим пра-пра: кроме этой стоянки они оставили нам на память в Дубовском районе поселения Челюскинец II и Заикино Пепелище.
А через еще …надцать веков в этих благословенных краях возник Бельджамен – город дубов. Побережья Волги были тогда покрыты зарослями густых дубов, остатки которых в районе Дубовки сохранились до сих пор, вот и возникло такое название. Городище находится на правом берегу Волги, в 2 км севернее Дубовки. Бельджамен, судя по раскопкам, занимал большую площадь – свыше 500 тысяч кв. м. В археологии этот объект известен под названием Водянское городище. В 1889 г. Н.А. Толмачев предложил отождествить его с известным по восточным источникам городом Бельджаменом. Основным аргументом в пользу этого послужило сообщение арабского географа Абульфеды, относящееся к 1321 г., в котором говорится: «Река Итиль, протекши вблизи Булгара, в дальнейшем ходе омывает лежащий на ее берегу небольшой город Укек, затем, продолжаясь к югу, протекает близ деревни Бельджамен, а затем поворачивает к юго-востоку и протекает с юго-западной стороны Сарая». Сюда же можно присоединить сведения о походе Тимура 1395 г. на Золотую Орду. Летописи свидетельствуют, что Тимур из района южнорусских земель двинулся к Бельджамену, разгромив который пошел дальше на Азак. Да тут фильмы надо снимать, прямо по следам событий, изменивших историю!
А теперь перенесемся в Золотую Орду. Это могущественное государство в начале 40-х гг. 13 века основал хан Батый (1236-1255), сын хана Джучи. Власть ханов Золотой Орды простиралась от Черного, Каспийского и Аральского морей и озера Балхаш на юге до Новгородских земель на севере. А центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где сначала столицей стал г. Сарай-Бату (близ современной Астрахани), но в первой половине 14 в. столица перенесена в Сарай-Берке. Берке – брат Бату, есть версия, что он, чтобы стать правителем, отравил обоих сыновей. При Берке началось строительство Нового Сарая (Сарая Берке) – возле современного села Царев Ленинского района Волгоградской области.
Но недолго Сарай-Берке пробыл столицей Золотой Орды. Сначала он переходил из рук в руки претендентов на ханский престол. А в 1395 разрушен Тимуром.
Раскапывать развалины Сарай-Берке начали еще в середине
19-го века (найденные артефакты находятся в различных музеях, в том числе и в Эрмитаже). Оказалось, что город устроен был весьма цивилизованно: тут были водопроводные каналы, плотины, искусственные озера, русская церковь, кладбища мусульманские и христианские… Просто столица толерантности!
В ставку хана приезжали русские князья за ярлыком, подтверждающим их великокняжескую власть, иногда подолгу жили здесь, далеко не всегда по своей воле. Сюда они привозили дань, так называемый «ордынский выход», и богатые подарки ордынским вельможам. Русские князья с их приближенными, русские купцы и многочисленные русские ремесленники составляли в Сарае обширную колонию.
А еще есть красивая легенда о золотых конях хана Батыя, якобы украшавших ворота столицы, а потом бесследно исчезнувших… Может, и не легенда это?
Так или иначе, в 1396 году город Сарай-Берке был разрушен Тамерланом. И сейчас только посвященный может сказать, что тут, в этой голой степи, был центр политической жизни, кипящий страстями крупный город...
Когда на эту землю в 1589 году приходят посланцы царя-батюшки - стрельцы, дабы защищать пределы русского государства, тогда и начинает отсчет история собственно Царицына – читай, Волгограда. Его можно назвать самым старым – молодым городом! Ведь почти 500 лет назад основан и 50 лет (в следующем году) как носит новое, известное на весь мир имя. Такого еще история не знала…
Жаль, но практически ничего со времен первых поселенцев Царицына не осталось. Зато стало легендой посещение города Петром Первым (неоднократное!) и дарение им местному люду своего картуза и трости (сейчас это экспонаты краеведческого музея). Бюст Петра I не случайно украшает набережную на пересечении улиц Володарского и Чуйкова: именно здесь по распоряжению императора соорудили 60-километровую сторожевую линию и крепость.
Наша земля стала родной для диаметрально противоположных по ментальности и образу жизни народов. Ну что общего между калмыками и немцами? Но они жили бок о бок (правда, не сказать, что дружно…) и внесли свою изюминку в облик нашего региона.
Итак, мы в Старой Сарепте, месте, основанном переселенцами из Саксонии, откликнувшимися на Манифест Екатерины II в 1763 году. Она обещала землю обетованную тем, кто возьмется ее заселить и уберечь от разорения кочевых народов. И переселенцы не обманулись в ожиданиях: дав новой родине библейское наименование Сарепта, они обрели здесь покой и процветание, изрядно для этого потрудившись: через сто лет в выжженной степи появился настоящий оазис! Посреди площади городка даже бил фонтан с чистой водой.
Сарептяне открыли минеральные источники и основали курорт Сарепта, куда ездили даже екатерининские вельможи, построили крепкие дома, в 1772 году освятили построенную кирху, которая дожила до наших дней. Доктор Вир, исследовавший целебные свойства местных растений, снабжал ими Царицын и даже Саратов. А еще Сарепта славилась особым напитком – сарептским бальзамом, настоянным на 20 видах степных трав. Его применяли как лекарство по всей Руси!
Была очень популярна и недорогая, но прочная ткань «сарпинка», которую ткали сарептинцы.
В 1774 Сарепту разорил Пугачев со своими ушкуйниками. Благо люди успели эвакуироваться в Астрахань. Пугачев приказал нагнать их и изрубить без пощады. Но пугачевцы не смогли найти сарептян. Разорение колонии
Е. Пугачевым в 1774 г. ослабило Сарепту, причинив ущерб в 100 тысяч рублей, но не остановило ее развитие. Сарептянин Конрад Нейц смог наладить производство горчичного масла, которое славится и по сей день своим качеством и вкусом. В конце 19-го - начале 20 вв. промышленность Сарепты была представлена 10 заводами, 6 фабриками и мастерскими, имелись пильные и мучные мельницы, 2 горчичных завода, свечное, мыловаренное производство, пекарня и кондитерская, аптека, где кроме лекарств производятся касторовое, мятное и кипарисовое масла, шоколад, помада. И это еще не все…
Вплоть до 1936 года просуществовала Сарепта, несмотря на переименование в 1920-м в поселок Красноармейск. А снова она возродилась в 1989 году, с созданием Государственного историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта». Тут все уникально: 28 зданий, переживших время, самая старая аптека, настоящая старинная винокурня, а кое-где на земле встречаются истертые подошвами поколений усердных трудяг-немцев камни… Теперь музей-заповедник «Старая Сарепта» - центр воспитания толерантности, умения жить в мире и согласии всех народов, местных и не только…
Что может стать символом Волгограда?
Дмитрий Миллер, ученик:
– Родина-мать. Безальтернативно. Она каждый раз напоминает о том ужасе, который пришлось пережить нашему народу. Волгоград – «наследник» героического Сталинграда. А Родина-мать – Великая память о великих событиях. Вот поэтому я и выбрал ее символом номер один.
Ольга Улановская Анатольевна, учитель истории и общество-знания:
– Осетр, который всегда водился на Волге. Осетры не только полезные животные, это – история, память, символ Волги (которая в самом названии города и в сердце россиян), силы природы и жизни!
Надежда Платонова, студентка ВолГМУ:
– Здание Волгоградского железнодорожного вокзала – красивое здание с высоким шпилем, увенчанным звездой. Архитектурное оформление вокзала подсказано его историей, неразрывно связанной с событиями Гражданской и Отечественной войн.
Светлана Семененко, студентка ВолГУ:
– Елена Исинбаева, именно она стала символом не только Волгограда, но и русской атлетики в целом. Она превратилась из провинциальной девушки в мировую звезду, но, несмотря на все регалии и звания, звездная болезнь обошла ее стороной.
Опубликовано: 2010-11-04
|