Город техногенной красоты
Посещение Мамаева кургана, музея-панорамы «Сталинградская битва», третьего по значимости в России планетария и прогулка на теплоходике по Волге – вот, пожалуй, список тех обязательных экскурсий, которые предпринимают гости города, впервые оказавшиеся на сталинградско-волгоградской земле. А дальше что? Будем сидеть, как дома, и смотреть телевизор? Ан нет, в Волгограде достаточно исторически интересных мест, на которые стоит посмотреть!
Танцующий мост
20 мая 2010 года под воздействием сильного ветра по дорожному покрытию волгоградского моста через Волгу в Краснослободск в течение 1 часа 20 минут шли «волны» амплитудой от 40 см до 1 метра. В СМИ прозвали мост поэтому «танцующим». В итоге движение по мосту было закрыто. После проведения технических экспертиз, подтвердивших, что никаких дефектов конструкций моста нет, 25 мая движение по мосту было вновь открыто для легкового автотранспорта.
К слову, первая очередь мостового перехода через Волгу длиной 7,1 км была сдана в эксплуатацию 10 октября 2009 года. Длина надводной части моста составляет около
2 км. На строительство моста, которое было начато в 1996 году, ушло 2,5 млрд рублей.
Волжская ГЭС
Хотите увидеть крупнейшую гидроэлектростанцию в Европе? Для этого совершенно не обязательно получать Шенгенскую визу и бежать в банк, чтобы обменять рубли на евро. Крупнейшая гидроэлектростанция Европы и Волжско-Камского каскада и одна из крупнейших в России находится у нас на Волге, соединяя собой два города – Волгоград и Волжский.
Волжская ГЭС – одно из самых впечатляющих рукотворных созданий человека, потрясающее своей мощью, грандиозностью и величием.
ГЭС вступила в строй 10 сентября
1961 г. На ее 22 агрегатах вырабатывается в среднем 16 миллиардов кВт/час. Во время строительства Волжской гидроэлектростанции было вынуто и перемещено более 130 млн кубических метров земли, смонтировано 85 тысяч тонн металлоконструкций, уложено 5,5 миллиона кубических метров бетона и железобетона.
На месте села Безродного был образован поселок строителей Волжской гидроэлектростанции. А 25 января 1952 года поселок строителей ГЭС получил официальный статус и был назван... Волжским.
Отдельно стоит сказать про Волгоградское водохранилище, раскинувшееся на площади более 3 тыс. кв. км. Некоторые называют его морем, и это оправданно. Длина водохранилища около 600 км, а ширина достигает в некоторых местах 14 км!
ВДСК им. Ленина
Волго-Донской судоходный канал им.
В.И. Ленина был построен на месте древнего волока (наибольшего сближения рек), по которому в старину перетаскивали, «волочили», свои небольшие деревянные суда торговцы. Его протяженность составляет 101 км. На трассе канала построено 13 шлюзов. В момент открытия канала на высоком постаменте был установлен памятник И.В. Сталину, который простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. В ходе процесса десталинизации, начатого XX съездом в 1961 г., памятник был убран, и на старом пьедестале создали новый монумент – В.И. Ленину.
Канал строился около четырех лет – это исключительно короткий срок, учитывая огромный объем выполненных работ. Например, из русла канала было вынуто и перемещено 152 млн. кубометров земли. Это стало возможным благодаря высокому уровню механизации: на стройке работало 326 экскаваторов (причем впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 метров, производившие бестранспортную разработку земли), 900 скреперов, 300 бульдозеров, свыше 4 тысяч автомашин.
31 мая 1952 г. произошло историческое событие – воды Волги и Дона соединились! 27 июля стало праздником не только для строителей канала, которых можно было поздравить с завершением работ, но и для всей страны.
Волгоградский
тракторный завод
Когда-то на месте сегодняшней площади Дзержинского была степь, где выращивали дыни и арбузы. В 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР было принято решение о строительстве в Сталинграде тракторного завода, первого в стране. Было выбрано место, в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки тракторного завода. В память о Ф.Э. Дзержинском после его смерти в 1926 г. трудящиеся и общественность Сталинграда ходатайствовали перед ВЦИК СССР о присвоении строящемуся заводу его имени.
Строительство началось в 1929 году. Правительство решило построить завод в рекордно короткие сроки. Со всех концов страны ехала молодежь на эту ударную стройку. Завод был построен за 11 месяцев!
17 июня 1930 года с конвейера завода сошел первый трактор, который был направлен в Москву в качестве подарка к очередному съезду коммунистической партии. Украшенный цветами, трактор прошел по улицам столицы к зданию Большого театра, где проходило заседание съезда. Затем трактор был передан в один из колхозов Сталинградской области. Сейчас он, как исторический экспонат, находится в Музее революции в Москве.
Однако почти год после выпуска первого трактора конвейер завода стоял, так как за столь короткие сроки, в течение которых завод был построен, не удалось подготовить квалифицированные кадры. Лишь в апреле 1932 года завод вышел на проектную мощность.
Скоростной трамвай
На сегодняшний день скоростной трамвай стал одной из достопримечательностей Волгограда – где еще можно прокатиться на трамвае под землей? Только в городе на Волге!
Уже в конце 70-х Волгоград, вытянувшись вдоль Волги на десятки километров, стал испытывать проблемы с транспортом. Все усугублялось тем, что сообщение между периферийными районами могло идти только через центр, который был уже полностью распланирован и плотно застроен. Метро Волгограду было необходимо, как воздух. Но, поскольку в городе тогда проживало «всего-то» 800 тыс. жителей, метро городу-герою «положено» не было.
Уникальное для нашей страны явление появилось в городе в середине 80-х годов – трамвай впервые спустился под землю, на несколько минут став метропоездом.
Вторая очередь скоростного трамвая является одним из самых известных волгоградских долгостроев, хотя строиться она начала сразу после запуска первой! Кстати, в 2007 году волгоградская подземка была включена в федеральную программу по развитию метростроя до 2015 года, но пока – тишина!
Что может стать символом Волгограда?
Максим Лункин,
программист:
«Озеро Баскунчак, Сарпинский – самый большой речной остров во всей Европе, Хопер – самая чистая река, Качинское училище, картина «Бурлаки на Волге», это, если не ошибаюсь, края в Дубовке, Михаил Шолохов, обилие природных и туристических ресурсов».
Александр Храпов,
студент ВолГУ:
«Площадь Сарепта,
т. к. это один из самых старых архитектурных памятников нашего города. Сарепта служит сохранению памяти о депортации немцев СССР, а также сохранению их культурной идентичности».
Юрий Федоренко,
старший преподаватель кафедры математического анализа и теории функций:
«Волго-Донской канал, «танцующий» мост. Из плохого можно обозначить необустроенный берег Волги, особенно в районе завода «Красный Октябрь».
Иван Шатеев, студент Волг ГТУ:
«Панорама, в ней самое крупное живописное полотно в России про войну, Дом Павлова, где во время войны держала оборону группа советских бойцов, Сарепта – старый памятник-крепость».
Кристина Землянская, студентка ВолГУ:
«Символом Волгограда можно считать Волгу, наш Волго-Донской судоходный канал; памятники, посвященные Великой Отечественной войне; музей-панорама «Сталинградская битва».
Дмитрий Трандофиров, студент ВолГУ:
«Для меня символом Волгограда является Центральная набережная. Широкие гранитные лестницы, белоснежные колонны, фонтан «Дружба народов». Это самая красивая и самая зеленая улица Волгограда, а также излюбленное место отдыха волгоградцев и гостей города».
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-11-04
|