«V» как Vолгоград
Главный редактор газеты
«Деловое Поволжье»
Анна Степнова
в сфере формирования бренда нашей области – человек не новый и точно не равнодушный.
По ее инициативе проводились конкурсы
«Волгобренд» и «Волгоград как глобальный бренд», а в сквере Саши Филиппова появилась скульптура «Ангел-хранитель Волгограда».
О том, как обстоят дела с разработкой символа Волгоградской области в настоящий момент, мы и поинтересовались у Анны Валерьевны.
– Считаете ли вы, что проблема отсутствия у нашей области другого символа, кроме Родины-матери, встала остро?
– Я занимаюсь темой позиционирования региона с 2003 года. За это время было проведено очень много мероприятий, и исследовательских, и творческих. Идея знака «V» (Victory – победа) как символа нашего города родилась давно. Речь, наверное, идет о 2005 годе, когда мы проводили студенческий конкурс «Волгоград как глобальный бренд». В числе прочего уже тогда студенты подняли вопрос о том, что Волгограду необходим свой символ.
Да, конечно, наш главный символ – «Родина-мать». Но при этом необходимо учитывать, что делать с ней все, что попало, нельзя. Ее нельзя теребить, переодевать, вставлять в неподобающее окружение. Пусть даже некоторым это нравится, но большинство считает, что это безобразие и кощунство. У меня сложное отношение к этому. Всякий памятник со временем приобретает несколько иной смысл, чем тот, который изначально в него закладывался, он становится проще, ближе, понятнее. Поэтому я не вижу ничего ужасного в том, что на Международном инвестиционном форуме в Сочи она была в платье из цветов. Но не все придерживаются такого мнения: некоторых это оскорбляет. В конце концов Родина мать – это символ России! К тому же надо учесть, что у этой скульптуры такое выражение лица, которое не предполагает использование ее изображения в домашне-бытовых целях: ее нельзя прицепить на сумочку, не на всякой маечке она будет уместно смотреться. Поэтому потребность горожан в другом символе, более повседневном, приземленном, который можно потрогать руками, вполне логична. Тем более что у большинства городов, которые осознают себя как единое целое, такие символы есть, и они с этими символами играют, как хотят. Иногда они сложились исторически, а иногда придуманы кем-то, разработаны специально. В пример можно привести столицу Силиконовой долины городок Саннивейл – у него детально проработанный символ, солнышко, и это солнышко они используют везде.
– А в России есть пример такого же удачного использования символа?
– Такого, чтобы он прижился и был любим всеми... Скорее нет. Хотя неплохие попытки есть. Скажем, у Ярославля символ – медведь. Это удобно. Медведь может быть и добрым, и злым, и сильным, да хоть плюшевым. С ним можно играть, можно делать все, что угодно, и никто не скажет, что это кощунство. В России начали искать свои символы, но пока я не видела таких примеров, как, скажем, у Нью-Йорка: чтобы на одном магните на холодильник были скомпилированы и небоскребы, и статуя Свободы, и символ города – яблоко. Кстати о яблоках. В городе Купертино находится тот самый гараж, где придуман компьютер Apple. Об этом в Силиконовой долине знают все, в Америке знают чуть-чуть больше, но уже далеко на все, и горожане задались вопросом, как бы закрепить попрочнее за собой эту яблочную тему. Придумали коктейль с яблочным соком и мартини. Называется он «Купертини».
Мы в Волгограде тоже пытались пойти похожим путем. Придумали коктейль на основе томатного сока, очень похожий на «Кровавую Мери», но чуть-чуть другой – там другие приправы плюс соленый огурчик на краю бокала. Очень красиво. В конкурсе на лучшее имя для этого коктейля победило название «Кровь Мамая». Казалось бы, как здорово, если б рестораны города предлагали посетителям наш фирменный волгоградский коктейль. Но я не представляю себе, какие усилия необходимо приложить, чтобы хотя бы в меню ресторана «Волгоград», бармен которого и был автором рецепта, появился этот коктейль… Идей очень много, а пробить хотя бы одну сложно.
– С чем связано то, что идеи эти так трудно претворить в жизнь?
– Я думаю, что здесь два фактора. Прежде всего мы не очень осознаем себя единым целым, мы не совсем понимаем, кто мы, зачем мы, какие мы. Мы даже не совсем понимаем, что такое Волгоград. Поэтому когда кто-то говорит, что символом города может быть помидор, а я считаю, что этот символ подходит нашему городу, то сразу возникает поток встречных вопросов: «А почему не арбуз/яблоко/ананас?» А кроме того, у нас есть неписаная традиция: если кто-то что-то предлагает, это надо обязательно раскритиковать. В той же Америке в этом плане все гораздо проще: у них принято восхищаться успехами, и если это сделал американец, то реакция будет однозначной: «Вау, супер, мы самые лучшие!» Наш менталитет предполагает совершенно другую реакцию. Как с этим бороться – не знаю.
– А как родилась идея знака «V» как символа Волгограда?
– Такие идеи я видела у студентов еще в 2005 году на конкурсе, который проводила моя общественная организация – клуб «Деловое Поволжье». И административный ресурс порой играет огромную роль. Даже не в плане материальной поддержки, а в плане «рядом постоять». Если люди понимают, что эту конкретную идею власть одобряет и поддерживает, то они тоже одобряют и поддерживают.
После того как переодевание Родины-матери в цветочное платье вызвало такую неоднозначную реакцию, я подумала, что это подходящее время для того, чтобы вытащить идею: символ города – это жест, обозначающий победу. Недавно мы встречались с волгоградскими блогерами, и они ее поддержали. После этого процесс пошел: блогеры – люди творческие, уже сделали серию «де-демотиваторов» (стилистика как у демотиватора, а вот смысл мотивационный).
Ведь сейчас все именно так и работает: я рассказала об этой идее десяти людям, каждый из них расскажет еще десяти, а те еще и еще... Это цепная реакция, которая может пойти очень быстро, как элемент вирусного маркетинга. И в комитете по делам молодежи задались целью этот символ Волгограда – «V» – красиво нарисовать. Отлично. Красивая картинка – это уже 90% успеха. Каждая идея идет из какой-то одной точки, но потом, как известно, она должна овладеть массами, чтобы стать материальной силой.
– А зачем все это нужно?
– Чтобы осознавать себя частью единого целого. Это естественная потребность человека. Психологи называют две составляющие счастья: быть понятым и осознать себя частью целого, большего, чем ты сам. Чтобы быть счастливыми в своем городе, мы должны чувствовать себя его частью. Для этого нужны такие мероприятия, как карнавалы, живые цепочки. Нужны гербы, знамена, символы. Или, например, галстуки выпускников одного вуза. Вот, например, в ВолГУ придумали кольца с орлом: теперь каждый выпускник университета может стать обладателем такого отличительного знака – знака принадлежности к большой группе. Люди хотят чувствовать себя частью единого целого, а чтобы узнавать друг друга, нужны знаки, то есть то, что отличает одних людей от других, при этом объединяя нас в группу.
Безусловно, такие вещи часто складываются стихийно. Но если мы хотим, чтобы это быстрее прижилось, почему бы не приложить к этому усилия? Да, возможно, понадобятся и деньги, но неужели для того, чтобы каждый житель нашего города стал хоть капельку счастливее, невозможно эти средства найти и наконец реализовать идеи, витающие в воздухе?
Ирина Хакамада,
политик, автор книги «Дао жизни. Мастер-класс от убежденной индивидуалистки»:
– Ваш город расположен на Волге, правильно ведь? Волга – это не просто крупнейшая река Европы, пятая по длине в России и шестая на всем материке Евразия. Волга – это и символ, и любовь России, не зря ее ласково называют еще «матушкой». Поэтому, думаю, покрутите с Волгой. Это будет оправданно. Ведь Волгоград – это город, который расположен на этой реке и в чьем названии четко читается: «город, стоящий на Волге». Волга – это еще и река-труженица. Вниз и вверх по течению идут грузы: лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну сельдью, воблой, белой рыбой (осетр, белуга), она – знаменитая поставщица на весь мир черной икры.
Вячеслав Ягубкин,
политический обозреватель, кандидат политических наук:
– Думаю, что в символике нашего города должна обязательно присутствовать молодежь, потому что это означает разворот и к созданию семей, и к улучшению демографической ситуации региона, а значит, и России в целом, и стремление к качественному образованию, самореализации и творчеству. Если делать ставку на молодых, то это означает и новый взгляд на вещи в производстве: от тяжелой промышленности, ориентированной на «оборонку», к легким, эффективным и экологичным нанотехнологиям...
Только беда заключается в том, что молодежь мы, старшее поколение, не только не видим символом нашего города, но даже ее не слушаем!
Наталья Латышевская, председатель комитета по здравоохранению, физической культуре и молодежной политике Волгоградской областной думы:
– Не буду оригинальной, если скажу, что символом Волгоградской области является сама река Волга. Она у всех на слуху: и название города, и исторические события (Сталинградская битва) связаны с ней. Еще одним символом Волгоградской области является, конечно же, Мамаев курган, это святое место, которое и до Великой Отечественной войны имело свою историю. Что еще могло бы стать символом? Я думаю, что все, кроме Волги и Мамаева кургана, преходящее.
Дмитрий Грушевский,
генеральный директор
проекта «Шабунинские
чтения»:
– Считаю, что символом нашего города может стать рука, сложенная в знак «виктори» – знак Победы. Дело в том, что в этом символе удачно сочетается обращение к прошлому – победе в Великой Отечественной войне, посыл в будущее – мы победим, мы станем успешными, интересными, яркими, в-третьих, этот знак легок в исполнении. Его может нарисовать даже пятилетний ребенок!
Игорь Малюгин,
директор Волгоградской школы региональной
элиты:
– Я предложил бы сделать символом нашего города... беременную женщину. Если посмотреть на нашу территорию с высоты птичьего полета, то русло Волги образует полукруг, напоминающий живот беременной женщины, стоящий в профиль. Получается, кармически наш регион готов к рождению чего-то или кого-то абсолютно нового, интересного, важного, яркого... А уж о том, что «беременная женщина» как символ настраивает на изобилие, создание семей, выращивание садов и, конечно же, детей, об этом и говорить излишне!
Мария Долгополова
Опубликовано: 2010-11-04
|