Есть мнение
Заместитель губернатора по внутренней информационной политике
Федор Щербаков
также согласился ответить на несколько
вопросов, касающихся имиджа региона.
– Насколько необходим ребрендинг региону? Может, у нас и так все хорошо?
– Безусловно, наши символы и бренд нуждаются в корректировке. Есть Родина-мать, Царицын, Сталинград, которые широко известны. Но время идет, область развивается, поэтому нужны новые темы, а также адаптация старых к произошедшим изменениям.
– В марте этого года прошло заседание Клуба политического действия «4 ноября», целиком посвященное вопросу регионального бренда. Депутат облдумы Татьяна Цыбизова тогда привела показательный пример – строчку из школьного сочинения «я живу в городе прошлого, а хочу жить в городе будущего». В то же время от прошлого нам никуда не уйти, да и стоит ли? Что делать с этим?
– Все нужно делать плавно. Мы должны опираться на нашу богатую историю. Строительство города, война, восстановление – мы не можем это вычеркнуть из памяти, однако новое время ставит новые задачи. Это прошлое надо адаптировать, и как раз в этом направлении мы сейчас работаем. На это, в частности, направлен проект Центра «Победа». В процессе работы над ним мы анализировали имеющиеся ресурсы и поняли, что музеи, которых у нас довольно большое количество, попросту не воспринимаются в том виде, в котором они существуют. Мы должны учитывать многое, вплоть до технических новшеств в подаче информации. Сейчас людям, молодежи, интересно все интерактивное, и мы должны сделать их интерактивными, если хотим привлечь внимание.
– Есть и другой вопрос, связанный с военным прошлым нашего региона. Это отношение к такому прошлому. Оно разное у местных жителей и у гостей. Приезжие трепетно и с благоговением относятся к нашему военному наследию и искренне не понимают ироничного настроения «коренных». Это проблема? Если да, то как ее решать?
– Если читать мемуары фронтовиков, да и самому мне приходилось бывать в горячих точках и общаться с участниками событий, то можно заметить любопытную вещь: те, кто побывал на войне, относятся к происходившему с юмором. В данном случае – то же самое. Тот человек, который в эти события инкорпорирован, переживает их или относится к ним легче. Это естественный процесс. В состоянии постоянной драмы сложно находиться. У жителей города, региона свое к этому отношение. Не «правильное», а просто – свое. Приезжие чувствуют все это по-другому. Во-первых, они проникаются непривычной для них атмосферой, во-вторых, у них есть возможность заранее настроиться. Но никакой трагедии в несовпадении нет.
– Как вы относитесь к идее альтернативного бренда, которая родилась в волгоградском блогерском сообществе? Знак V – Виктория. С одной стороны, в нем реализуется идея победы, с другой – он не так нагружен смыслами, как, например, Родина-мать, есть пространство для экспериментов. Он подойдет в качестве нового символа?
– Отлично. Хорошая идея. Мне нравится.
– И в завершение не могу удержаться от вопроса, а для вас с чем ассоциируется область?
– Волга. Первое, что представляю – большая и красивая река.
Глава областного комитета
по делам молодежи
Владимир Васин
к вопросу брендов и их изменения подходит осторожно. По его мнению, новые символы можно успешно сочетать с уже известными.
– Как вы считаете, нужно ли уходить от Родины-матери, как от универсального и единственного символа города Волгограда и нашего региона в целом?
– Вопрос даже не в нужности, а в том, что это прежде всего просто невозможно. Какой бы новый образ, картинку мы ни придумали, она не сможет затмить Родину-мать. Потому что это история, это масштаб, несколько поколений родились и живут с этим. Раскрутить какую-то замену не получится. Надо модернизировать то, что мы уже имеем, делать современнее, давать новую смысловую нагрузку, изменять фон, на котором все подается.
– А как, например, идея, родившаяся среди волгоградских блогеров? Они предлагают знак V, «Виктория» – символ победы. Он наполнен смыслом, в то же время форма изначально простая, нейтральная, с ней можно «поиграть», можно и строгой сделать, и легкой, молодежной.
– Идея мне кажется неплохой. Единственное, что не нравится, знак заимствован из латинского алфавита, слово тоже, это не наш язык. Но, с другой стороны, его можно сделать символической приставкой к области на международном уровне. Ведь наш город – один из немногих российских городов, если брать не столицы, а региональные центры, известных в большинстве стран мира. Он известен там под старым своим названием – Сталинград, и использование этой идеи дает шанс представить город уже под новым именем.
– С использованием имеющегося набора символов связана еще одна проблема – насколько они внутренне близки новым поколениям. Безусловно, каждый молодой волгоградец и житель области не раз бывали и на Мамаевом кургане, и в музее-панораме, видели мельницу и Дом Павлова. Но для них это частицы истории, причем не их личной, а той, что на страницах учебников. Иными словами, дела давно минувших лет. Это принято умом, но не прочувствовано сердцем.
- Согласен. Здесь, безусловно, надо считаться с целевой аудиторией и создавать привязки между системой символов и группами тех, кто ими, условно говоря, «пользуется». Победы ведь бывают не только военными, это еще и вполне мирное понятие. Спортивные победы, например, ведь Волгоградская область – земля олимпийских чемпионов. Тут очень кстати будет сочетание образа Родины-матери с предложенным символом V. Над тем, как это сделать, нужно будет подумать.
- Как известно, у вас тоже была идея ребрендинга – для областного КДМ.
– Да, это так. В своем интернет-дневнике я предложил читателям придумать новую эмблему Комитета, более узнаваемую и интересную, на их взгляд. Все присланные варианты я размещал там же. Но, к сожалению, следует учитывать фактор среды. Интернет-аудитория всегда отличается критичным настроением. Поэтому, если хотите узнать слабые места и недостатки, вам туда. Но для принятия конструктивных решений, несомненно, нужен более широкий состав участников обсуждения. Впрочем, изменение эмблемы не было самоцелью, я просто хотел вовлечь людей в диалог, подключить их к совместной работе. И, кстати, если еще есть идеи по поводу символа, то их по-прежнему можно присылать.
Юрий Шемелин,
генерал-майор авиации
запаса:
– Если в эпоху Советского Союза в нашей стране насчитывалось порядка пятнадцати летных и штурманских авиационных училищ, то сейчас осталось одно – Краснодарское высшее военное училище летчиков имени А.К. Серова. Для процветающего будущего нашей страны это категорически мало. И уж коль скоро Волгоград остается связанным с именем одной из первых летных школ России – Качинским высшим военным училищем летчиков, то предлагаю в символику нашего города обязательно вписать самолет. Или хотя бы «крылышки». Без них нам вряд ли стать успешными!
Алексей Куимов,
генеральный директор
радио «Новая Волна»:
- Для меня символом нашего города является не только величественная скульптура Родины-матери, но и городской пейзаж, который открывается туристам, плывущим на теплоходиках по Волге. Смотрится эта «картинка» изумительно: как визитная карточка города, как ворота в него... Особенно завораживает лестница, уходящая вверх, к монументальным зданиям. Сразу читается, что город героический, потому что слева видна Звезда Героя на фасаде здания...
Сергей Синякин,
писатель-фантаст:
– На мой взгляд, символом Волгограда является Волго-Донской канал. Это действительно здорово, что мы, благодаря ему, живем в городе пяти морей: можем выйти в Азовское, Черное, Каспийское, Балтийское и Белое. Общая протяженность канала, насколько я знаю, составляет 101 км. Он начинается в Красноармейском районе Волгограда и заканчивается аж в районе Калача-на-Дону. Канал включает в себя 13 шлюзов и 3 водохранилища – Варваровское, Береславское и Карповское. Чтобы попасть из Волги в Дон, надо сначала подняться на 88 метров, а затем спуститься на 44 метра. На весь путь потребуется 10–12 часов. Искренне горжусь таким мощным сооружением цивилизации!
Дмитрий Хохлов,
продюсер медиа-группы «Новая Волна»:
- Совершенно согласен с тем, что брендом нашего города стала Родина-мать, венчающая самую высокую точку Волгограда и видная едва ли не со всех концов города и его окрестностей. И еще думаю, что определенным брендом нашего города является СК «Ротор». В девяностых годах прошлого века он не только ассоциировался с нашим городом, но и являлся символом всего российского футбола.
Владимир Полосухин,
депутат Волгоградской
областной думы
– Символ Волгограда уже был создан в 19 веке! Я имею в виду изображенные на гербе Царицына скрещенные две царь-рыбы. Царь-рыбы означают рыбное изобилие нашего края.
Второй момент: в том же 18 веке заговорили о соединении Волги и Дона. Можно сказать, что изображенные на гербе скрещенные царь-рыбы создали новое видение и помогли ему воплотиться в жизнь – у нас появился канал!
Третий момент: рыбы во многих религиях олицетворяли приверженцев и учеников. Две скрещенные рыбы - единство светской и духовной власти. Подобный символизм наблюдается в Египте, в кельтской, индийской, месопотамской и французской иконографии.
Мария Доброскокина
Опубликовано: 2010-11-04
|