Люблю и ненавижу
Может ли танец быть красноречивей слов? С 16 ноября это попытается выяснить Волгоградский Молодежный театр. В новом спектакле «Люблю и ненавижу» режиссер смешал в одной пьесе ревность, флирт, любовь и ненависть, нежность и страсть – все грани человеческих отношений в классическом и современном исполнении. Без слов. Актеры поют на английском, французском, но не говорят. Язык пластики – вот что помогает передать все чувства.
– На Западе модно направление, когда спектакль рождается в недрах театра, в ходе репетиции. Это несколько историй о любви. Истории, рассказанные без слов, с помощью пластики и степа, – рассказывает режиссер Молодежного театра Алексей Серов.
Спектакль родился в сотворчестве режиссера и актеров. Здесь нет отрепетированных, заученных жестов – в основе всего индивидуальность.
Режиссер, хореограф и художник спектакля Владимир Беляйкин подошел к делу со всей серьезностью. Сам выбирает зонты, стулья, оправы для очков и стулья. Заказывает по Интернету, объезжает магазины, чтобы учесть все нюансы, от того, как все будет смотреться на сцене, до внутреннего стержня спектакля, раскрытия образов. Потому что считает, что «пятна должны играть».
Кроме традиционных репетиций актеры проходят тренинг – например, учатся горловому пению. Такие тренинги – продолжение традиций лаборатории Анатолия Васильева, который создавал «новую театральную реальность», что красноречиво подтверждает награждение одноименной литературной премией.
Чем занимались в лаборатории? Что отличало ее от других театров? Владимир Беляйкин вспоминает: «Химичили мы там! Могли один спектакль два года делать! Но как! Табаков до сих пор не понимает, зачем столько работать над одним, если за год можно сделать, скажем, десять. Но наш не стыдно будет играть и на Западе, пресыщенной, видавшей многое публике. Табаков немножко, чуть-чуть раздвигает школу Станиславского. Мы ее сохраняли, тот же брейк танцевали под классику. В лаборатории Васильева я столкнулся с японской, итальянской школами. Тут в одном театре были объединены все школы: от Индии до авангардной Америки».
Основа любых экспериментов – дух творчества, бунтарства, искренности. Когда еще нет амплуа и шаблонов – возможно все!
– Я всегда делаю ставку на молодежь. Старые люди почтенны, они не могут выйти из образа, начать экспериментировать. Подобный этому спектакль шел пять лет назад, во Владимире, получил гран-при. Назывался он «Мужчина и женщина». Из старого спектакля в новый перешло четыре истории, остальные – новые. Откуда они взялись? Из жизни, из книг... Тема любви одновременно понятна и нет. Что держит людей вместе, если порой они путают любовь и ненависть? Спектакль будет начинаться с момента из Библии, когда ангелы будут на глазах у зрителя собирать Адама и Еву. Представьте: вы погружаетесь в темноту Библии. Кругом ветер, он чувствуется, от него колышутся шторы. И Бог говорит: «Да будет свет!» И темный зал освещается... – поясняет режиссер-постановщик.
В спектакле некоторые образы будут переосмыслены. Бог начнет творить человека на операционном столе, дьявол же выйдет в шикарном костюме. Для чего в спектакле нужна нечистая сила? Владимир Беляйкин отвечает на этот вопрос так: «Бог создал Адама и Еву с фиговыми листочками. Как им плодиться? Для этого нужен союз с нечистой силой. Так было и у Гете, когда Бог заключил с чертом сделку за душу человека. Ева будет в красном, вообще все девушки – в алых платьях, парни же все в синем, в голубых рубашках».
Истории в спектакле самые разные – веселые и грустные, трагичные и... Режиссер удачно показывает, почему один из самых романтичных героев остается один: он улетает за лучом света, в то время как девушке нужен более земной ориентир, она не живет в небесных замках.
Спектакль будет идти около семидесяти минут. Несмотря на то что сценки спрессованы, то, что в спектакле не будет слов, диктует жесткие временные рамки. Здесь время не заполнено словом, хотя будет много музыки и вокала. Что же в итоге? Какой финал у спектакля? К чему приходят все жизненные истории? К одному, одному и тому же финалу. Какому? Увидите...
Дина Ускова
Опубликовано: 2010-10-28
|