Профтехобразование:
в 70 лет начнем все заново?
Этот год богат на юбилеи и праздники. Например, на минувшей неделе в Волгоградском педуниверситете свой праздник – 70-летие со дня образования – отметили педагоги начального профессионального образования Волгоградской области. Не могу сказать, что было в этом юбилее что-то особенное, хотя хотелось бы... И сейчас объясню почему.
Совершенно согласна с директором департамента профессионального образования Министерства образования и науки РФ Артемием Никитовым, приехавшим поздравлять наших педагогов профтехучилищ, который сказал: «Давно наступил момент, чтобы формировать новый имидж студента профтехучилища. Если в 70–80-е годы отправкой в ПТУ в школах пугали ленивых учеников, то сейчас страна очень нуждается в профессионалах с «золотыми руками». Только тогда, когда наши дети, отказавшись от учебы в вузах, с удовольствием пойдут учиться на все уровни профобразования, мы сможем сбалансировать нашу экономику!».
Вспоминались и слова президента Дмитрия Медведева, сказанные на Госсовете как раз по вопросу развития системы профтехобразования: «Для популяризации рабочих профессий все средства хороши. Но – умные средства».
На мой взгляд, сейчас говорить надо не о развитии, а о возрождении системы трудовых резервов. Мое дилетантское мнение о положении дел в профтехобразовании подтвердил и директор
ПУ № 52 из Елани Дмитрий Литвинов: «Причем возрождать систему профтехобразования России надо в тесной связке с возрождением предприятий. Если ее не будет на деле, то разговоры о развитии системы окажутся только разговорами. Кроме того, я всерьез обеспокоен тем, что, судя по новому закону «Об образовании», из профессионального образования будут исключены общеобразовательные дисциплины. Получается, да здравствует возврат к системе ФЗО, так, что ли?! И как же можно будет совмещать труд такого рабочего без среднего образования с рекламируемыми сегодня инновационными системами в производстве? Да это же абсурд!».
Крайне обеспокоены наши педагоги системы профтехобразования и еще одним предполагаемым нововведением – государство гарантирует бесплатное профессиональное обучение в рамках школьной программы.
– Позволю себе резонный вопрос: на какой базе оно будет осуществляться? – риторически поинтересовался директор
ПУ № 34 Александр Финагин. – В кабинетах домоводства и в примитивных слесарных мастерских?! Да это же смешно! Еще в Советском Союзе существовали межшкольные учебно-производственные комбинаты, в каждом из них формировалось по 10–15 профилей обучения, за каждым из них закреплялось «базовое» предприятие. Они создавали учебно-материальную базу, помогали материалами, выделяли специалистов для обучения школьников. После двух лет обучения школьники получали соответствующий документ, а желающие даже сдавали экзамены и получали еще один документ – уже о присвоении квалификационного разряда. Перестройка, не побоюсь этого слова, угробила эту эффективную форму профподготовки и профориентации учащихся. А теперь, получается, мы хотим «перевалить» на школу функцию УПК? И говорим, что она способна бесплатно обучить профессии? Когда? Во время сорокаминутного урока труда один раз в неделю по расписанию?
На том же заседании Госсовета президент заговорил о необходимости участия бизнеса в развитии системы профобразования, просил бизнесменов подключиться к этому делу. А ведь действительно: в квалифицированных рабочих нуждаются владельцы заводов, аэропортов, железных дорог... И если они откажутся в ближайшее время сделать свой вклад в систему профтехобразования, то буквально через три года сами наступят на «грабли» дефицита – работать на сложных станках будет попросту некому. Уже сейчас средний возраст рабочих того же ЗАО «Красный Октябрь» составляет 45 лет и старше. А дальше?
«Без радикального улучшения профобразования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе», – сказал на том же собрании Госсовета Дмитрий Медведев.
Кстати, на том юбилейном вечере мне вспомнились имена царицынских промышленников Репникова, Серебрякова, Лапшина, Миллера, которые в том числе вкладывали деньги в образование, и в частности в профессиональное образование. Хотя владели они по нынешним масштабам скромным бизнесом – парочкой лесопильных заводов, мельницей, портом... Но они всеми силами старались привлечь детей из самых бедных слоев населения в профессиональное образование, понимая, что для многих из них это единственный способ вырваться из нищеты и построить достойную жизнь. Участники же юбилейного вечера в ВГПУ с возмущением приводили цитату министра А.Фурсенко: «ПТУ не должны превращаться в камеры хранения для трудных подростков».
– Так и хочется адресовать ему реплику: «А что делать с двумя миллионами детей (эту цифру называет пресса), которые не посещают школу, бродяжничают?» – сказал мастер ПТУ № 7 Андрей Мальцев. – Да это же огромный резерв для профтехобразования! А получается, их – за борт?! Тогда зачем говорить о процветающей и крепкой России?..
Сеть учреждений начального профессионального образования в регионе представлена 49 образовательными учреждениями начального профессионального образования. В них обучается около 14 тысяч человек. Более 70 выпускников получают две и более рабочие профессии одновременно, свыше 40 процентов выпускников имеют повышенные разряды.
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-10-21
|