Домашнее задание:
увековечить Учителя
Весь этот год мы прославляли Учителя. В честь педагога, который призван будить все лучшее в детях, воспитывая в нем хорошего человека, во многих городах устанавливаются памятники, мемориальные плиты.
Есть такой, например, в городе Сочи, Петербурге, Москве, Торопце (самый первый в России). А что же у нас – разве нет у нас чудесных учителей, которые достойны быть запечатленными (пусть даже в собирательном образе!) в бронзе или хотя бы бетоне?
В Волгограде уже длительное время обсуждается тема возведения такого памятника или парка, аллеи славы, увековечивших бы подвижнический труд учителя. Предложения вносят скульпторы, спонсоры, сами учителя. А вот как видит этот памятник молодое поколение. Мы попросили выдвинуть самые креативные идеи, и вот что предложили они.
Алия Джумагалиева – студентка ВолГУ, выпускница педколледжа № 1
Ну, в общем, моя идея, может, и не очень оригинальная, основывается на тексте песни из фильма «Доживем до понедельника» (помните – «Пусть над нашей школой он покружит,/Благодарный передаст привет,/Пусть посмотрит, все ли еще служит/Старый наш учитель или нет./ Мы его не слушались, повесы,/Он же становился все белей.Помню, как любил он у Бернеса/Песню все про тех же журавлей...»).
Школьный двор, старый седовласый учитель машет вслед «улетающим журавлям», т. е. уходящим ученикам. Даже можно изобразить его грустные глаза, наполненные слезами... И чтобы была отображена вся тяжесть работы педагога: письменный стол, стопки тетрадей, настольная лампа, маленькая сгорбившаяся фигурка учителя, исправляющего ошибки, и будильник, стрелки которого показывают полночь... И вот что еще было бы хорошо: интереснее награждать учителя года на площади, созданной в честь всех учителей, либо у памятника, чтобы все желающие могли в лицо знать известных педагогов. Как будущему преподавателю, мне хотелось бы надеяться, что все новообразования этого года существенно скажутся на престиже работы учителя, в лучшую сторону соответственно.
Светлана Зобова – студентка ВолГУ
Я считаю, что памятник учителю не нужен. Главный памятник – это место в сердце ученика, а главная награда для учителя – это знания, которые он смог передать. Создавать памятник-шаблон незачем, так как для каждого из нас при слове «учитель» рисуется свой собственный образ. Кто-то представит книгу, указку, очки, кто-то женщину с миловидным лицом, а кто-то мужчину в спортивном костюме и с футбольным мячом в руках. Лучше посвящать любимым учителям стихи, песни, создавать в их честь прозу. Чтобы не типичный, шаблонный образ учителя, а именно твой, родной, со своей изюминкой, со своими «перлами», шутками. Поэтому важно не сколько в стране памятников, а сколько в России действительно хороших, талантливых учителей.
Лариса Арачашвили – студентка ВолГУ и ВГПУ
Нужен ли памятник учителю? А нужен ли памятник матери? Памятник врачу? У нас как-то не принято в стране «пиарить» этих людей. Мы живем героическим прошлым нашей страны, большинство монументов посвящены Великой Отечественной войне. Конечно, это неплохо, мы должны помнить свою историю, тот подвиг, что был совершен. Но ведь наша обычная жизнь тоже полна подвигами учителей, врачей. Да, памятник – это было бы хорошо, но с трудом представляю, как он должен выглядеть. Не знаю, как показать фанатизм педагога или то, что, несмотря на невысокие зарплаты, они каждое утро предстают перед классом. Может, это будет птица, которая летит к солнцу, ввысь и увлекает за собой целую стаю. Хотя, с другой стороны, памятник – это замечательно, но, может, эти деньги лучше пустить на премии педагогам?
Кирилл Силантьев – выпускник ВГИКа, скульптор
Я был на «круглом столе», посвященном этой теме. Там обсуждали, что должно быть сделано, саму концепцию. Ни к чему в итоге не пришли, но сам ход мыслей был интересным.
Точек зрения было несколько. Первая основывалась на военной, героической истории нашего города. Существует реальный человек – учительница, которая преподавала детям и в 1941 году. Ее выпускники со школьной скамьи все ушли на фронт, и никто не вернулся. А один из ребят умирал у нее на руках в этой же школе (тут был госпиталь). Было внесено предложение увековечить эту учительницу, которая провожает своих учеников на войну. Однако другие возразили, что у нас в городе и так много памятников, посвященных войне, и поэтому предложили более мирное прочтение этой темы. Ну, к примеру, учитель, перед ним за партами сидят дети. Еще предлагали сделать памятник в виде неодушевленного предмета – руки, растущие из земли, или распахнутая книга, символическое решение композиции. Также одна женщина сказала, что в городе есть много заслуженных людей-учителей, о которых никто не знает, и предложила сделать ряд памятных именных досок и повесить их на тех домах, где в разное время проживали или проживают эти люди. Было и предложение о создании пантеона, посвященного учителю. Что-то наподобие Пантеона славы на Мамаевом кургане...
А мое мнение таково, что, конечно, памятник нужен, так как учителя совершают свои трудовые подвиги, подобные тем, что солдаты совершают на войне, а сталевары у мартеновских печей. Именно эти люди если не формируют, то накладывают огромный отпечаток на личность ребенка. У меня, например, навсегда осталось негативное мнение о своем классном руководителе, когда я был в 8-м классе. Тогда я думал, что все учителя такие же деревянные, черствые и злые. Только потом, когда повзрослел, понял, что бывают обстоятельства, которые по-разному влияют на людей. Думаю, и она по-своему внесла некий воспитательный момент в становление моей личности. Так что памятник, безусловно, нужен.
Я бы еще отметил особую группу педагогов дополнительного образования – тех, к которым мы ходили после школы на плавание, в кружок рисования, на бокс
и т. д. Эти люди помогали выявлять скрытые таланты детей. Я бы сравнил их с ювелирами, которые получали алмазы, а потом, впоследствии, все больше узнавая каждого из детей, открывали новые таланты в них, и постепенно, грань за гранью получался если не бриллиантище, то уж маленький брюлик точно. Нередко именно эти педагоги становились для детей и вторыми родителями, примером для подражания. Известно, как в переходном возрасте никто не хочет слушать папу и маму. В этот момент грамотный педагог может уберечь ребенка от череды ненужных отрицательных опытов. Да, эти люди, конечно, достойны того, чтобы им установили памятник!
Яна Тацкая, Вероника Тимошенко
Опубликовано: 2010-10-14
|