Салют Победе! Война с детскими глазами…
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет
голодом,
На челках детских – седые
волосы...
Война – всего пять букв алфавита. Но нет на Земле слова страшнее! Если только слово «смерть». Но ведь они неразлучны, как близнецы-братья: «война и смерть» или «смерть и война». Причем война приносит горе всем: и тем, кто начинает ее, и тем, кто защищается. Война беспощадна, жестока, изнурительна и бесчеловечна. Матери теряют своих детей. Дети остаются сиротами. Миллионы покалеченных судеб.
Сейчас уже не вспомнить, когда впервые я осознал это слово – «война». Возможно, оно пришло из детских книг, из фильмов, из первого моего праздника Победы, а может, из семейного альбома. В нем незнакомые, но такие родные лица. Мои прадеды…
В каждом доме, в каждой семье есть своя история войны. Хотите эксперимент? В учебнике истории только для 7-го класса описаны события 32 войн. Поэтому любой из моих друзей может начать рассказ со слов: «А вот мой дедушка воевал…». А я, в свою очередь, могу добавить: «А вот мой папа воевал …». Может, через несколько лет мой младший братишка будет вынужден сказать: «А вот мой брат воевал…». В этих словах есть подтверждение страшной фразы, которую я прочитал в какой-то книге «Человек ни в чем не преуспел так, как в уничтожении себе подобных».
Как можно забыть пролитую ради Родины кровь? Каждый раз, слушая повествование деда о войне, перелистывая архивные документы нашей семьи, я ловлю себя на мысли о том, что ведь это и есть связь времен, связь между прошлым и настоящим. И если я буду рассказывать о войне своим детям, то не прервется цепочка между прошлым-настоящим-будущим. Это наша задача, задача нового поколения детей, помнить их подвиг. Помнить ради живущих. Помнить, что война убивает не только их, но и потомков. Она убивает еще не родившихся детей, плоды рук и ума человеческих!
В моей семье помнят о войне все. Более 68 лет отделяют меня, сидящего сейчас за школьной партой, от военного детства моего деда. Именно от него я услышал первые рассказы о войне, впервые переживал за «своих» солдат. И именно после его рассказов о голоде и бомбежках в Сталинграде я, играя в «войнушку» с ребятами в детском саду, стал с усердием бить «фашистов».
А потом было кино. Не помню его название. Но помню слезы, которые душили меня, и звенящую тишину в зале, когда мои одноклассники, всегда шумные и неугомонные, в полном онемении следили за каждым движением на экране, потому что маленькая девочка, умирая от голода в блокадном Ленинграде, спасала других детей. Она отдавала им последние зернышки пшеницы, найденные в кармане своей курточки.
Можно не знать о войне ничего. Только этих строк уже достаточно, чтобы в памяти человеческой осталось страшное слово «война». А девочку из фильма звали Таня Савичева. Я видел страницы ее дневника в музее на Пискаревском мемориальном кладбище. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываясь в простые, но чудовищные слова.
Уже позже узнал, что моя бабушка выжила в блокадном Ленинграде, так как детям давали лучшую еду – студень из клея и картофельные очистки. Благодаря огромному мужеству советских солдат по Дороге жизни были вывезены тысячи детей Ленинграда. Бабушка не помнит этот путь, но в ее подсознании до сегодняшнего дня остался отголосок голодного детства и блокадные страхи: пожары и сирены. А еще она вспоминает, что в этом кромешном аду из голода и холода ее старший брат и сестра постоянно ходили в школу. Это, наверное, было главным подвигом маленьких жителей Ленинграда. По историческим источникам 39 ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни.
Из отчета одной из таких школ – 251-й Октябрьского района: «Из 220 учащихся, пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре – январе умерло 11 мальчиков. Остальные большую часть занятий лежали. Остались только девочки, но они плохо ходят».
Вспоминаю стихи:
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла.
Ее из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья будут
После похорон.
Поэтому все поколения нашей семьи будут помнить ее отца, моего прадеда, офицера-пограничника, который погиб при защите той самой Дороги жизни. И будут верить, что в последние минуты жизни он знал, что его пятеро детей выжили и прожили достойную жизнь.
Я никогда не задумывался о том, что мои бабушка и дедушка – дети войны. А когда осознал, то увидел войну другую…
Самым страшным воспоминанием о тех годах у моих бабушки и дедушки был голод. Продукты выдавали по продовольственным карточкам.
Карточки… Современные дети не знают, что это такое! Не знают, что в этом маленьком листочке размером с ладошку, разделенном на крохотные квадратики с числами, была заключена вся жизнь человека, да что там человека, всей семьи! Продавец в магазине вырезал один квадратик и выдавал одну дневную порцию. В те голодные времена любой ребенок, даже трехлетний, знал, что ценнее их нет. На сутки выдавали 400 граммов хлеба и больше никаких продуктов. А они еще умудрялись делить его на три части! Дед помнит, что на хлеб намазывали «мазанку», самый вкусный бутерброд в его жизни. Готовили его очень редко, когда взрослые разрешали сварить несколько картошек. Варили ее и толкли только с кожурой, так больше получалось, а потом, смешав с травой летом и с отрубями зимой, намазывали на хлеб. «Царская еда!» – так любил говорить мой дедушка. Детская память моих любимых стариков отмечала, наверное, не самое главное, возможно, просто мелочи, пустяки. Но это – память сердца!
Вспомнив эти рассказы, решил я расспросить своих друзей и знакомых, что они знают о детских военных годах своих близких. Вот что у меня получилось.
Коля Стецкий, 13 лет, г. Волгоград, гимназия № 12 «Мало знаю, все как-то отрывками, отрывками, из чьих-то пересказов! Надо задуматься. Про карточки слышал на уроке истории, но сколько получали хлеба, не задумывался».
Влад Парамеев, 14 лет, г. Волгоград, школа № 18 «Знаю по книгам о подвигах ветеранов, участниках войны, но про детские годы своего дедушки знаю мало, наверное, потому что он далеко живет, обязательно все узнаю, а то можно и не успеть. Про карточки только слышал, но не задумывался, какие продукты на них выдавали. Точно знаю, что кусочек хлеба был размером со спичечный коробок и делили его на три части».
Иван Кузьмин, 17 лет, г. Волгоград, ПУ № 4 «Мой дедушка прожил в военном Сталинграде свои детские годы, пережил бомбежки, голод, холод. Рассказывать об этом не любит, расстраивается. Но по моей просьбе никогда не отказывает. Сейчас, конечно, я реже спрашиваю, сам повзрослел. Про карточки знаю, только не помню, сколько выдавали на них хлеба, думаю, очень мало. Стыдно».
Вот и ответ на вопрос! Мало знаем мы, потомки, о детях той войны, а ведь, сами так решили, оставляем на потом, спешим, забываем. А кто-то очень точно сказал: «…если войну забывают, начинается новая».
И уже я видел слезы своей мамочки, потому что не было вестей от папы, который уехал в командировку. Уже позже, разглядывая фотографии и награды им привезенные, я понимал, что мне тоже будет что рассказать своим внукам. Но я верю, что смогу повторить им слова своего деда, когда-то сказанные мне: «Милый мой, счастье это твое, что ничего этого ты не видел. Мы видели, помним и никогда не забудем!»
Никита Емельянов,
МОУ СОШ № 88
Опубликовано: 2010-10-14
|