Для пробуждения таланта надо создать первобытные условия
Удивительного человека порой можно встретить в самых непредсказуемых местах:
подвале, укрытом сиренью, на запыленном чердаке или в центре детского технического
творчества…
Осень. Ветер караулит за углом прохожих, внезапно налетает, рвет волосы, бьет
по щекам; по одному обдирает листья с растений. Деревья в агонии то гнутся к
земле, то простирают веточки вверх, прося защиты у солнца. Высоко взлетают их
красные, желтые послания, но, встретив хмурый взгляд неба, падают и прижимаются
к земле. Ненастье бродит по улицам, завывает под окнами, барабанит по крышам
и лишь одно здание на просторах Кировского района – центр детского технического
творчества – обходит на цыпочках или, затаив дыхание, заглядывает в окна художественной
мастерской. Там царит вечное лето.
Стены увешаны красочными картинами, шкафы и столы населяют фигурки людей, причудливых
животных (вроде свиномобиля, свиновертолета), сказочные цветы и занятные вазы.
В пространстве болтаются музыкальные подвески и одноглазые обереги. Все это
создано руками мастера Юрия Яркина и его учеников. С утра до ночи здесь кипит
работа. Детские пальчики усердно мнут глину. Кисточки порхают над белыми листами,
и по их велению возникают удивительные рисунки, в которых настолько гармонично
уживается множество цветов и оттенков, что кажется, будто картина излучает свет.
Эту черту ученики перенимают у Юрия Валентиновича, а он, в свою очередь, взял
ее из творчества любимого художника Николая Рериха…
Непринужденная обстановка увлекает и родителей, которые приводят самых маленьких
художников. Поэтому учитель с улыбкой говорит, что в его студии занимаются «от
шести лет до бесконечности». В год бывает до 100 человек, но по-настоящему «творят»
только 10. Юрий Валентинович показывает фотографии способных учеников. Вот девчушка
взмахнула кистью, словно волшебной палочкой, - указывает на свой сказочный город.
Другое юное создание с серьезным личиком стоит у прекрасного рисунка, на котором
далеко не детские линии… О чудесах, которые происходят в этом помещении, выразительно
говорит со стены картина самого Юрия Яркина, на которой из семечки прорастают
побеги. «Способность рисовать, петь, писать, актерское мастерство и т.д. дается
каждому человеку, но пробуждается только тогда, когда он осознает себя как часть
природы», – основная идея творчества Яркина.
Подъемы и спуски
Художественных дел мастер Юрий Яркин закончил Волгоградскую архитектурную академию.
Первое время работал в Костроме, потом в Ялте. Жизнь молодого архитектора внезапно
изменилась после встречи с поклонниками Н.Рериха, который помимо вклада в изобразительное
искусство, археологию, публицистику создал собственное духовное учение.
К слову, на философии великого художника сказалось влияние индийской культуры,
которой Рерих увлекся еще в России. Проведя пять научных экспедиций по Великому
индийскому пути, Николай Рерих поселился в долине Кулу и прожил там до конца
своих дней. На новом месте Рерих-отец основал научно-духовный институт, в котором
изучали и переводили на европейские языки древнейшие письменные источники, а
также проводились духовные уроки. Рерих учил, что душа человека не умирает вместе
с телом, а живет вечно и время от времени меняет тело, словно костюм. Человек
способен совершить очень многое, поскольку может применять знания, накопленные
в других жизнях… Вся семья Рерихов – жена Елена (автор учения Агни-йога), сын
Святослав – были признаны человечеством выдающимися гуманистами, философами
и миротворцами. А в Индии до сих пор свято чтут их заслуги…
В Россию культурное наследие Николая Рериха попало по завещанию Святослава.
Благодарные поклонники празднуют в этом году столетие со дня рождения Святослава
Николаевича.
В последнее десятилетие в разных концах нашей страны создавались общины рериховцев,
идея которых была – жить творческим союзом, вместе работать и заниматься искусством.
Одним из зачинщиков таких общин был некий Петров, который собирал единомышленников
на Алтае.
…На Юрия Яркина беседы о философии Рериха произвели эффект встряски, у него
«было ощущение, что всегда это знал, но забыл». Спустя годы, когда он вернулся
в Волгоград, известие о затее Петрова натолкнуло его на мысль пуститься в авантюрную
поездку – на велосипеде из Волгограда на Алтай. Довольно быстро Юрий собрал
из запчастей средство передвижения и отправился навстречу приключениям. Спать
ему приходилось в лесопосадках, питаться – продуктами из придорожных сел. Романтику
омрачал лишь второй герой путешествия – велосипед, который часто ломался, за
что ему попадало от ног хозяина. Примерно через месяц Юрий прибыл в «общину»
Петрова. Как оказалось, Петровым, предприимчивым фермером, двигали корыстные
побуждения, на деле он искал не творческих людей, а бесплатную рабочую силу.
Юрию ничего не оставалось, как возвратиться на родные просторы и в одиночку
продолжать дело прославленного художника.
Источник вдохновения
Уже четыре года Юрий Валентинович обитает в мастерской детского центра и помимо
навыков рисования, лепки и каллиграфии дает духовные уроки «Наследие семьи Рерихов».
Во время таких занятий обсуждаются всевозможные темы: космос, человеческое развитие,
психическая энергия, преобразующая мир, и, конечно, искусство. К тем же вопросам
свелся и наш с ним разговор.
– Есть мнение, что только дилетант работает по вдохновению, профессиональный
художник – каждый день столько, сколько наметит…
– Человек не может заниматься одним и тем же. Каким бы ни был талант, он исчерпывает
себя, если не питается энергией из других областей. Талантливый человек проявляет
себя во всех видах творчества. Если не делать этого, то искусство превращается
в рутинную работу.
– Какую роль искусство играет в жизни человека?
– Жизнь дана людям для творчества. Люди будущего – это люди искусства: художники,
артисты, музыканты.
Эпоха агрессии, которая началась в древние времена и продолжается до сих пор,
развивает человека. Даже злость, жадность со стороны собрата способствуют этому
развитию. В конечном итоге человечество перестанет уделять столько внимания
материальным благам, бессмысленному накоплению, и, как только это произойдет,
люди начнут творить. Как в песне, где говорится, что ничего не будет, «только
вечная музыка».
Привязанность к вещам подобна алкоголизму: попробовав раз, другой человек уже
не может остановиться, все время увеличивает дозу. Наживая богатства, изобретая
новые приспособления для жизни, человек все дальше уходит от природы, это приводит
к катаклизмам как в мире вообще, так и в душе отдельного человека.
Чтобы сблизиться с природой, необходимо так же как от материальных благ, отказаться
от мясной пищи. Но делать это нужно постепенно. В рериховском учении есть закон
свободной воли – все, что происходит с человеком, совершается по его желанию.
Если он хочет мстить, то создает вокруг себя негативное пространство, которое
приносит зло не только объекту мщения, но и ему самому. Если человек хочет питаться,
он ест, если не хочет – не делает этого.
Инна Котлярова
Опубликовано: 2004-11-11
|