Поэтические игры
Знаете, в какие игры играют поэты? Собираясь в круг, обсуждая свои и чужие стихи, говоря о том, как представляют море, ветер и другие стихии...
Поэты играют со словами. Не подбирая строчку в свое стихотворение – это дело серьезное, тут не до шуток, а легко, пробуя слова на звук, то, что они могут значить.
Игра первая. Каждый пишет на листе ситуацию. «Ты в маршрутке в час пик». «Ты на тонущем корабле». «Ты застрял в стиральной машинке». Такую фразу-реплику передаешь соседу, и он описывает ситуацию, не называя вещи прямо.
Например, к первой ситуации можно придумать что-то вроде: «Дорога ведет людей к цели. Каждый стремится пройти по ней быстрей. Но иногда время замирает. Тогда уже неважно добраться до места, важно хоть куда-нибудь двигаться. На работу? Домой? Неважно... Лишь бы было движение! И ты сидишь, незримо привязанный к стулу, и мысленно уговариваешь водителя поехать. Отвезти тебя хоть на край света, но начать путь... Ты думаешь так же, как и десятки людей рядом».
Задача остальных – угадать, что имелось в виду. Чем быстрее они это сделали, тем точнее описана ситуация. И, конечно, метафоры и необычный ход приветствуются! Чем хороша игра? В ней, как никогда, проявляется смысл фразы: главное – участие!
Игра вторая. На этот раз берется строчка из стихотворения известного поэта. А окончание придумывается. Можно в рифму. Тут часто возникают необычные повороты, новое прочтение старых истин. Помимо творческого поиска и веселья, с ним связанного, конечно. Кто хочет почувствовать себя Пушкиным?
Игра третья. Придумывается самая необычная сказка. Здесь может быть все: реальность, фантастика, какие-то воспоминания. Главное – чтобы было интересно! Человек придумывает продолжение сказки, сам находит финал. Можно, к примеру, в завязку сюжета включить свою проблему, а к финалу – хеппи-энд. История развилась, вопросы решились. И это правильно и… рекомендовано психологами.
И, знаете, такие игры полезны. Не только тем, что развивается речь, «харизма». Слышали что-нибудь о сказкотерапии? Ею и лечатся. Или играют, превращаясь ненадолго в детей, которые могут с любопытством переставлять слова-кубики, хлопая руками, когда нашелся правильный, единственно верный ответ. А почему важно найти его? Потому что он – ключ.
Татьяна Матиенко, отдел ВСО областной детской библиотеки:
– Сказкотерапия может быть групповой и индивидуальной. Человек через сказку придумывает выход в своей ситуации или меняет свое к ней отношение. Собираются отрывки из разных кусочков сказок. Как ускользнуть Колобку от Бабы Яги? Может, лететь на метле, на вертолете? Проживая сказку, человек выздоравливает. Сказка влияет не только на детей, но и на взрослых. Точно так же можно рисовать. Например, горы – это будет проблема, а тропинка от нее – решение.
Нельзя сказать, что ты станешь поэтом, если будешь играть в подобные игры. Но то, что сможешь иначе относиться к речи и подбирать подчас другие, более точные или живые слова, – это точно!
Ирина Сорокина, Дина Ускова
Опубликовано: 2010-09-23
|