А надо всего-то 3485 рублей! Но в масштабах всей страны...
Год учителя... Все девять месяцев об этом радостно рапортуют СМИ, чиновники и даже сами педагоги. При этом ситуация с кадрами, можно сказать, плачевная – молодые педагоги в школы практически не приходят. Если в городские лицеи и гимназии можно «заполучить» недавних выпускников педагогических вузов стабильностью, соцпакетом, более свободным графиком работы либо еще какими-то «плюшками», то в сельских школах – абсолютный швах.
– Средний возраст педагогов сельских школ Волгоградской области – пенсионный и предпенсионный, – начал разговор председатель райкома профсоюза работников народного образования и науки Городищенского муниципального района Евгений Петрушов. – И мы за них ох как держимся! А знаете почему? Иначе наши школы вообще без учителей останутся!
– А не происходит ли такого: пожилые учителя, что называется, закрывают собой дорогу для молодых и перспективных?
– Увы, нет. Сейчас объясню почему. Молодой сельский учитель, который пришел работать в школу сразу после вуза, «садится» только на базовый оклад, который составляет... 4515 руб. Как думаете, много желающих весь месяц работать за такие «бешеные» деньги?
– А как же все надбавки за компетенцию, за портфолио?
– Откуда у него, после вуза-то, портфолио? Где он умудрился достичь успехов? Как его дети могли победить в олимпиадах, если он в школе-то не работал? Да никак! Все эти стимулирующие надбавки начисляются только в случае подтвержденной компетенции, а значит, высоких результатов. Отсюда вот какая печаль: выпускники педвузов с более умной головой и чутким сердцем наотрез отказываются идти в сельскую школу. Они идут куда угодно, но только чтобы зарплата была достойной. Тогда как выпускники вузов, которых больше нигде не взяли (увы, не вышли они своими личностными качествами!), отправляются ближе к 1 сентября, как думаете, куда? Правильно, в школу! И директор вынужден их с радостью брать! Да, пусть как специалисты они никакие, но работать-то в школе кто-то должен?! При этом учителей, которые в своем деле ни бум-бум, из школы потом метлой не выметешь! Они сидят и нарабатывают стаж, держатся за соцпакет, стабильность, не восьмичасовой рабочий день...
– Хорошо, допустим, молодой специалист собрал волю в кулак, затянул потуже пояс и все-таки пережил этот первый, голодный год в школе. Что его ждет потом?
– А тоже ничего хорошего! – уже вступает в разговор Александр Мантай, председатель территориальной (районной) организации профсоюза работников народного образования и науки Тракторозаводского района города Волгограда. – И сейчас объясню почему: да, учителя стараются, набирают компетентности, составляют портфолио, сражаются за стимулирующие надбавки. Но бюджет-то у школы один! Его меняют недостаточно ни в зависимости от количества детей в школе, ни в зависимости от уровня педагогов, ни по результатам ЕГЭ... И получается, что чем больше педагогов в школе, которым надо платить стимулирующие надбавки, чем на большие «куски» бюджета они претендуют, тем в итоге получают меньше! «Бюджетный пирог» больше-то не стал! Кроме того, как существовали компенсирующие надбавки педагогам, которые, предположим, в этих «соревнованиях за портфолио» не участвуют, так они и существуют. И они платятся из того же «бюджетного пирога» школы! В результате мы сталкиваемся с абсурдом: чем больше творческих и идейных педагогов в школе, тем хуже ее бюджету!
– Как можно изменить ситуацию?
– Всего ничего: увеличить ту самую изначальную базовую ставку педагога с 4650 рублей до хотя бы 8000 рублей, – прокомментировал Евгений Петрушов. – Вот тогда можно будет, с одной стороны, «заполучить» в наши сельские школы молодых педагогов, с другой, пожилые учителя сами уйдут. Почему? Введенные «сражения» за стимулирующие надбавки многим из них претят. Ну, представьте, работала-работала Мария Васильевна сорок лет по определенным канонам, столько детей в жизнь выпустила, получила такие-то похвалы и награды, а тут вдруг через четыре десятка лет от нее, образно говоря, требуют: «А ну-ка, докажи, что ты не верблюд! И спляши нам, и на дуде сыграй...» Даже у меня, который видит рациональное зерно во всех этих соревнованиях, возникает вполне закономерный вопрос: «А зачем? С какой это стати? Получается, мои прошлые дела и заслуги коту под хвост?!»
– Евгений Васильевич, как профессиональный педагог, одобряете ли вы тот момент, что в полнокомплектном классе должно быть не меньше 25 учеников?
– Да, я преподаю «Основы безопасности жизнедеятельности». Так вот, в прошлом году в 11-м классе средней школы № 2 райцентра Городище училось всего два человека. За двух учеников я получал всего-то четыре рубля! И что, я от этого преподавать стал хуже? Или не готовился к урокам? Или не спрашивал их по предмету?! Да какой там! Гонял как сидоровых коз!
– Можно ли изменить ситуацию в школах «снизу», то есть силами самих учителей?
– Вряд ли! – сказал в завершение нашей беседы Александр Эмильевич. – Потому что, предположим, если педагоги пойдут жаловаться в администрацию, то будет возмущен директор: он-то хочет хорошо выглядеть в глазах чиновников от педагогики всех рангов. А тут – жалуются! Если, предположим, они придут искать защиты в родном профсоюзе, то, возможно, и добьются какой-то справедливости, но, опять же, если выдержат давление со стороны директора. Потому что у последнего есть масса рычагов, как усмирить непокорных педагогов. Даже если это отличные учителя и даже если они пошли жаловаться в середине года увешанные, как новогодние елки, часами и классным руководством...
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-09-23
|