Автостоп – необходимость или искусство?
Наверное, каждому из нас приходилось когда-нибудь сигналить на дороге, не имея
в кармане ни гроша, или уговаривать проводника разместить вас в вагоне поезда,
билеты на который уже проданы.
Однако просто невозможно представить, что таким образом можно пересекать целые
материки. Тем не менее, некоторые на это способны. Среди них и несколько волжан,
объединившихся в клуб автостопа.
Откуда все пошло-поехало
История «профессионального» автостопа в нашей стране уходит своими корнями в
конец восьмидесятых и связана с деятельностью известного мастера этого способа
передвижения Антона Кротова, еще подростком исколесившего всю Россию. Затем
Антон начал покорять целые континенты. Широкой публике он известен своей знаменитой
книгой «Практика вольных путешествий», содержащей весь накопленный им за долгие
годы опыт в виде советов и рекомендаций начинающему автостопщику. После бестселлера
Антон написал еще несколько книг, а в девяносто девятом году совершил беспрецедентное
автостоп-путешествие через всю Африку. Ему «ассистировали» девять последователей.
Побить его рекорд удалось лишь супругам Фатеевым, переправившимся из Южной Африки
в Южную Америку и до сих пор живущим в Бразилии (!) (особенности африканского
рейда можно узнать на сайте avp. travel. ru).
Объединить волжских стопщиков выпало на долю выпускника МЭИ Сергея Кузьменко:
он первым среди волжан предпринял бесплатную поезд-ку из Волгограда во Владивосток.
Позже он подобным же методом исколесил все морские побережья европейской России,
а затем обследовал Урал. Первый раз Сергей пересек на своем пути территории
двух государств ближнего зарубежья, узнал, что такое полупустыня, тайга и горные
дороги. Вернувшись домой, тревел-профи почувствовал в себе мощную энергетику,
схожую с темпераментом Кротова. Уже в пути юноша знал, что станет создателем
собственного клуба.
Название «ВольТА» было придумано начинающим членом дорожного клана Аней и расшифровывается
буквально как Волжское Товарищество Автостопа. Об уставе клуба серьезно задумалась
ее старшая тезка, наездившая с августа 2002-го года более двадцати тысяч километров.
Членами клуба стали также две Оксаны, Руслан, Константин и Николай.
– Вообще вольные путешествия являются туризмом и искусством одновременно, –
пояснил мне Сергей. – На всероссийском съезде автостопщиков «Эльба» в Ижицах
(между Санкт-Петербургом и Москвой) декламируются стихи и рассказы, выставляются
картины, поются песни.
– Стоп-рейд – это практика общения с постоянно появляющимися перед тобой новыми
людьми – водителями, машинистами, капитанами и просто добродушными хозяевами,
«вписывающими» тебя на ночлег, – доказывают мне автостопщики.
– Один мой «драйвер» (водитель) оказался экстрасенсом, – говорит Руслан, – рассказал
все мое прошлое и поведал будущее. Многие рассказывают всю свою биографию с
интимными подробностями. Перед малознакомым всегда проще выговориться.
– А я никогда не забуду поселок Мезмай, – вспоминает Сергей. – Проезжая как-то
через «Краснодарщину», углубились с другом в Кавказский заповедник на 100 километров
от Горячего ключа. Представляешь, здесь живут «индейцы» со всего СНГ… Повсюду
вигвамы, шаманы. За те 5 дней, что мы здесь пребывали, недалеко обнаружились
и «древние славяне», живущие по ведам, и община экстрасенсов, а рядом – поселок
толкиенистов с постоянными фортами и полигонами для игр. Умеют же люди скрываться
от цивилизации…
Везла нас в районе Челябинска одна девушка. Высокогорье. Видимости никакой.
«Это туман?» – размышляю вслух. «Нет, мы внутри облака», – отвечает наша «шоферка».
Вот ведь, и в облаке побывал!
Но, по словам моих собеседников, не всегда у них гладко с жильем. Например,
в Дубовском женском монастыре и во всех казанских храмах некоторым туристам
давали «пинка под зад». А бывает и совсем плохо:
– На одной уральской объездной дороге (самая граница Европы и Азии) во время
сна мы попали под дождь, – морщится новый член клуба Алексей. – Не помогли ни
полиэтилен, ни спальник, ни кремат (прим. авт. – непромокаемый матрас). Промокли
насквозь, а сырых нас никто не хотел сажать в салон. Так и пришлось «пилить»
на трех электричках до Челябинска. Злополучное место находится у города Златоуст
– не случайно его называют «мочевым пузырем России».
Девушки – только в джазе!
Татьяна Яценко – начинающая волгоградская стопщица. Тем не менее даже она может
многое посоветовать: «Девушке оказаться на дороге ночью – БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА.
«Вечерняя волна» (главное время для голосования – «отмашки») давно спала, проезжают
преимущественно такси, газели, «локалки» (машины недальнего следования)... Остается
только идти по дороге. Вперед».
Для всех заинтересовавшихся стопингом женщин она предлагает несколько собственных
рецептов.
* Отправляясь в дорогу, примите соответствующий вид, дабы не сбивать с толку
водителей.
* Новичкам лучше начать свои передвижения на электричках или, например, микроавтобусах.
* Если вы начинающий – желательно не отправляться в дорогу в одиночестве.
* Из дорожных вещей незаменимыми окажутся только аптечка и «циклоп» – налобный
туристический фонарик.
* Знайте: из любой глуши всегда можно уехать.
* Пытайтесь сразу (!) разговорить водителя, но не будьте навязчивы.
* Никогда не паникуйте.
Кстати, о панике и страхе. Таня уверяет, что сегодня можно бояться чего и кого
угодно – этим нас «одарили» нынешние условия существования. И все же современный
человек должен научиться не теряться в критических ситуациях и находить решения
своих транспортных проблем не только материальным путем. А делать ли страх и
пассивность смыслом своей жизни – каждый решает сам. У Карлоса Кастанеды описывается
случай, когда они с Доном Хуаном гуляли в горах. Карлос остановился, чтобы завязать
шнурки на ботинках. В это время перед ним рухнул огромный камень. И Дон Хуан
изложил такую теорию. Мы не в силах предвидеть все. Однажды случай остановит
нас, чтобы завязать шнурки, и тем самым спасет нас. Другой раз мы тем же действием,
наоборот, подвергнем себя смертельной опасности. Все, что мы можем делать, –
это лишь аккуратно «завязывать шнурки».
И все же автостоп как жизненная философия подразумевает под собой и некоторые
принципы ответственности. Это «обязанности» перед своими коллегами из других
городов и областей. Дело в том, что автопаломники, зная адреса друг друга, могли
бы предоставлять коллегам временный кров, что намного облегчило бы их путешествия
по тем районам, где у них нет ни родственников, ни знакомых. Сергей Кузьменко
оставляет адрес своего почтового ящика в интернете (elar79@yandex.ru) и приглашает
размещать здесь свои предложения о сотрудничестве.
Члены клуба «ВольТА»: исколесим весь шарик!
Сергей Кузьменко на большой дороге
Владислав Тарасов
Опубликовано: 2004-01-29
|