Я – учитель!
Первый день в школе – это настоящий экстрим! Не верите?
Многим наверняка рифмой на слово «учитель» в голову приходит «мучитель». А ведь у любой Марьи Ивановны тоже был первый день в школе. Самый первый. Мне стало до боли интересно узнать, что чувствует, о чем переживает и думает учитель в свой самый первый рабочий день. Возможно, тут срабатывает правило: «Ты его не бойся, он сам тебя боится». Свежими воспоминаниями с нами поделилась молодая учительница МОУ СОШ № 112 Наталия Платонова. Простите, Наталия Михайловна...
– Расскажите, как вы настраивались на свой первый день учительствования? Какие были страхи, опасения, надежды?
– К своему первому дню я настраивалась недели за две. Получилось так, что я пошла на работу при трагических обстоятельствах (мама моей лучшей подруги Светы попала в больницу с инфарктом), я предполагала, что должны взять кого-то на замену, пока она в больнице. Так как я часто помогала Свете в театралке, меня тут знали, и директор предложила мне работу. Ибо учитель, на замену которого я вышла, был заслуженным и еще высшей категории, несложно догадаться, что и нагрузочка у него тоже была дай боже, да к тому же еще 9-е классы. Самая часто слышимая мной фраза была – «Будет тяжело». Поэтому настрой у меня был серьезным. Интересно, что сколько бы ты ни готовился к часу «Х», все равно трясти тебя будет не по-детски (улыбается). Страхов была куча, но самый главный – «а вдруг они тебя победят», ведь важно сначала показать, кто в доме хозяин. «А вдруг я им не понравлюсь», «А что делать, если», меня сдерживал тот факт, что школа нуждалась в моем спасении, и я не могла подвести ее, а самое главное, своего друга (это я про Светку), который возлагал на меня большие надежды. Представляла я себе этот день в самых мрачных тонах, т. е. рассмотрела у себя в мозгу все возможные конфликтные ситуации и была готова к битве!
– Когда вы добирались до школы в судный день, произошло ли что-то такое, что вам показалось «знаком свыше»?
– Помню, что это была зима, да я нестандартно подхожу к жизни, и мое первое сентября произошло 23 января (улыбается). Было холодно, и шел снег. Впрочем, настроение было хорошим, пока я не подошла к забору школы. Потом оно не ухудшилось, нет. Но стало все по-другому, я стала Наталией Михайловной. Пришла я рано, чтобы не опоздать, не дай Бог. Встала, кажется, в 4.50. Уроков у меня было 6. У 5-го (мне поручили классное руководство этого класса), 6-го (2-я смена) и двух 9-х (это была литература).
– Ваше первое впечатление от класса.
– Смотря от какого класса. Если от самого первого, то положительное впечатление, они были забавными, шутили со мной, я люблю, когда у людей есть чувство юмора. Но они «щупали» меня. Все классы без исключения. Это и есть та самая битва. Когда дети примеряют различные тактики поведения.
Самым сложным был 9-й класс. Перед уроком я была в таком напряжении, что меня знобило. Конечно же, выделилась пара самых разбитных, которые «наводят порядки», но им пришлось смириться с моими. Это была победа.
– Что вам показалось самым сложным в работе с детьми?
– В работе с детьми есть одна сложная вещь – это работа с родителями. Вот откуда корни. А дети они и есть дети, где-то шумные, где-то балбесы. (Смеется.)
– Не было ли у вас дезертирских мыслей а-ля: «Я выбрала не ту профессию, надо валить!»?
– Как это не было? Они и сейчас есть, но не дезертирские мысли, а желание развития. Тогда у меня не было выбора, если бы я сбежала – подвела бы людей. Ну, а главное, я не привыкла сдаваться. Как только перестану получать удовольствие от своей деятельности и остановлюсь в развитии, я уйду, чтобы не причинить вреда детям той скукой, которая возникнет. Ведь у всего есть свой срок.
Учителя – такие же люди. Абсолютно! А хорошие учителя вообще, к сожалению, относятся к виду вымирающему. Так что разговор хочется закончить убийственно банальной фразой: вся школьная деятельность и учащих и обучаемых должна быть направлена на взаимопомощь и взаимную заинтересованность. Тогда толковых мозгов будет так много, что их утечки никто не будет замечать.
Анастасия Веденеева
Опубликовано: 2010-09-16
|