Учиться? Сам!
В мире всегда будут темы, о которых можно говорить вечно. Конца и краю этой песне не будет, потому что всегда найдутся люди, принимающие диаметрально противоположные стороны по рассматриваемому вопросу. Вот, например, одной из таких тем является образование. О нем можно говорить бесконечно. Вопрос только в том, что говорить можно, а от говорильни мало что меняется, да и стоит ли что-то менять вообще.
Образование – это штука такая: его наличие или отсутствие сразу видно. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев однажды заметил: «Можно притвориться знающим, можно даже притвориться умным, но интеллигентным человеком притвориться невозможно». Вот от наличия или отсутствия образования сразу видно, кто из нас пытается притворяться, а кому этого делать нет необходимости. Причем все происходит по пословице: «На воре и шапка горит». Отсутствие качественного образования почему-то все больше людей толкает к проведению мероприятий, которые проводить без этого самого образования невозможно. И, кстати, не только отсутствие, но и пробелы в нем очень заметны. Поэтому то, что образования людям не хватает, обнаруживается сразу. А его, простите, не только сейчас не хватает, – его вообще пытаются задавить и затоптать.
Поясню. Советская школа, а как следствие и высшая ступень образования, всегда считалась едва ли не лучшей в мире. Говорить о плеяде академиков и «двигателей» мысли не приходится – факты очевидны. Но появилось такое понятие, как «философские пароходы», которые нашу страну благополучно покидали с главными умами государства на борту. Вот, собственно, и все. Как появились эти пароходы, так и остались по сей день, хоть и не с тем подтекстом... Утекают наши мозги в другие страны. А мы сетуем и машем платочком им вслед.
Но это полбеды. Есть же обычные люди, которые оканчивают школу, поступают в институты, пардон, университеты, затем выходят на работу. Они-то видят как раз не парадную сторону образовательного процесса, а неприметную внутреннюю. И что они видят? То, что от советской школы остались лишь учителя старой закалки, которые в новые стандарты не вписываются и вписываться не собираются. Школа и вузы американизируются, как, впрочем, и другие сферы нашей жизни. Вовсю в наше образование вторгается Болонский процесс. А знаете, что под этим подразумевается? Обезличивание, конвейерное производство специалистов среднего уровня.
Началось все прямо с начальной школы. Три класса заменили на четыре, не увеличив объем материала, а растянув его. А дальше – средние и старшие классы. И нашумевший ЕГЭ, конечно, – безликие тесты, которые не думать заставляют, а выбирать правильно буковки и циферки с номерами ответов. То есть сдать экзамен стало и практически нереально и проще простого одновременно. Это в зависимости от везения. От большого ума можно и в вариантах запутаться, а коли терять нечего, так и наугад можно набрать приличное количество баллов. Есть, конечно, и третий вариант – когда ни ума, ни везения. Но тут уж ничего не попишешь. И не напишешь на удовлетворительную оценку. Но помимо этого ЕГЭ есть же еще огромное количество нюансов. Сочинения выпускные в школе все писали? Все. А кто их писал – вы или ваши преподаватели? Отвечать не обязательно.
Вузы перешли на рейтинговую систему. Это также значит обыкновенное натаскивание на тесты, становление образовательного процесса абсолютно автоматизированного. После чего выходят специалисты среднего уровня. Которые потом же идут в многострадальные школы, которые от реформ образования уже и не знают, чего ожидать. Вот так и ходим по кругу – сами от себя страдаем.
Кому это надо? Предположений множество. Ясно только одно. Если самому за голову не взяться и не заниматься самообразованием, то и надеяться на кого-то, в общем-то, и нельзя.
Маргарита Скипина
Опубликовано: 2010-09-09
|