Сильнее слабости
Эффективна ли система борьбы с наркоманией, или нас водят за нос?
Так уж получается, что, несмотря на борьбу наркоконтроля с коноплей и анонимное лечение в наркологическом диспансере, статистика наркозависимых остается стабильной. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Вы еще не поняли, кто здесь самое слабое звено? Уж очень общество похоже на козла отпущения, очень ведомого козла, который ждет погоды с моря и жует капусту (или коноплю, если вам так больше нравится). О наркотиках мы слышим все время. Экраны телевидения пестрят передачами о звездах, которые, в свою очередь, с видом умудренных опытом монахов рассказывают, как пробовали героин и что оный является красной (и чуть ли не единственной) дорожкой к шоу-бизнесу. Листовки, расклеенные по городу, призывают наркоманов остановиться и вновь шагнуть на путь истинный. Наркоманам как таковым они «по барабану», говоря простым языком. «По барабану» эти листовки и обычным здоровым людям. Скажите честно, хоть один баннер в городе с надписью «Наркотикам – нет!» возымел на вас хоть какое-либо воздействие? Вот и на меня – нет.
Погоды не будет. Не будет до тех пор, пока все, кто пытается влиять на общество, не перестанут валять дурака. Пока каждый, наконец, не поймет, что все зависит только от него, потому что можно выбрать один лишь путь: создать свою рок-группу и записаться на уроки брейк-данса или самому привести младшего братишку на баскетбольную площадку. А можно засорять себе вены и разрушать носовую перегородку порошком и при этом играть в рулетку, на кону которой – жизнь.
Главный врач Волгоградской областной наркологической больницы, кандидат медицинских наук и главный токсиколог Волгоградской области В.И. Емцов:
– За последние два года число наркоманов, состоящих на учете, среди несовершеннолетних уменьшилось примерно на 30%. Однако среди взрослого населения число употребляющих наркотиков стало больше на 5%.
Вообще предпочтение к наркотикам сейчас изменилось: раньше на первом месте были опиаты, затем молодежь подсела на героин, а в последнее время мы занимались борьбой с курительными смесями. Была также выявлена проблема в виде синтетических добавок, которые продавались под видом удобрений и солей для ванн. За минувшие три месяца к нам поступило более 60 человек, принимающих именно эти наркотические вещества. И несмотря на то что они считаются «легкими» наркотиками, они наносят большой ущерб организму. Совсем недавно от передозировки таких веществ скончался молодой человек двадцати лет. Мы везли его в нашу больницу и... не успели. Он умер прямо в машине скорой помощи. Но в настоящее время на уровне правительства был принят закон о запрещении этих веществ, он вступил в силу 12 августа.
В нашей больнице существует экстренная помощь для тяжелых случаев, а также плановое лечение, когда наркоманы приходят на лечение сами. Они имеют право пойти на лечение анонимно. В больнице есть реабилитационное отделение, где работают и психологи, и психотерапевты, и социальные психологи, которые помогают им выйти из этого состояния. Какие симптомы должны насторожить родственников? Даже при малых дозах наркотики влияют на поведение и внешний вид человека: он становится раздражительным, неадекватно возбужденным. Если человек принимает героин, то зрачки становятся узкими, а когда курит анашу – наоборот, большими. Кожа бледнеет. Хочется сказать, чтобы родные не боялись при обнаружении этих симптомов обратиться к наркологу: они могут прийти в больницу на консультацию и тестирование на предмет употребления наркотиков анонимно.
Само лечение, которое мы проводим, эффективно, но при этом пациент должен иметь желание вылечиться. В течение пяти дней мы снимаем ломку, а далее пациентом занимаются психологи. Потом он идет на социальную реабилитацию в специальные центры, где в течение нескольких месяцев находится среди бывших наркоманов. Это называется комплексный подход. У нас достаточно примеров, когда молодые люди бросают наркотики и живут полноценной жизнью, создают семьи. Есть и те, которые срываются и поступают к нам повторно.
На вопрос о стоимости лечения В.И. Емцов отвечает так: «В нашей больнице нет отделения для взрослых, то есть это единственная подростковая наркологическая клиника в области. Здесь они лечатся бесплатно. К нам на анонимное лечение могут прийти и взрослые, но это будет уже платно. Расценки такие: 1700 рублей в сутки первые пять дней, с шестого дня – 1100. Бесплатное лечение для взрослых осуществляет областной наркологический диспансер. Но мы единственная в области больница, где есть и токсикологическое отделение».
– Мы с вами – это и есть общество. Мы – это единое целое, и если каждый из нас будет ответственен за свое поведение, если каждый сам будет принимать решения, например, какой образ жизни ему вести, то с этой проблемой можно будет справиться. Наше общество уже становится на верный путь – сейчас молодежь больше нацелена на здоровый образ жизни. Ребята стали ценить свое здоровье. И если раньше можно было услышать, что наркотики – это модно и популярно, то сейчас их этим уже не обманешь. Они более устремленно смотрят в будущее – хотят получить высшее образование или достичь успехов в карьере.
– Как вы считаете, законодательство нуждается в улучшении, чтобы борьба с наркоманией была более эффективной?
– Вы имеете в виду ужесточение наказания за незаконное хранение и сбыт наркотических веществ? Российское законодательство и так очень строго относится к проблеме незаконного оборота наркотиков. Люди, которые этим занимаются, получают очень серьезные сроки. Подумайте сами: 18–20 лет лишения свободы – разве это мало? Вопрос в другом. Наркотики опасны еще и тем, что лица, которые стремятся их распространять, очень изобретательны и постоянно придумывают новые способы их сбыта...
– Вы имеете в виду курительные смеси, которые продавались в прошлом году в киосках?
– Совершенно верно. Удивительно, но эта проблема очень быстро решилась: нужно было собрать пакет документов, рассмотреть дело, отдать приказ о пресечении этой деятельности... Все это было сделано очень вовремя. Однако на смену смесей пришли так называемые «соли для ванн» и «удобрения для растений».
– Что, наркотики продаются в таких же больших банках, как и обычные соли для ванн?!
– Нет, они продавались в маленьких пакетиках по 0,2 грамма.
– Как вы планируете решить эту проблему?
– Мы фактически ее решили! В начале августа вышло постановление правительства, и оно уже вступило в силу. Теперь этих людей, которые распространяют «соли», будут привлекать к уголовной ответственности так же, как и распространителей курительных смесей, героина и т. д.
– Какие меры вы предпринимаете для борьбы с распространением наркотиков?
– Наши специалисты отдела профилактики совместно с Комитетом по делам молодежи постоянно проводят различные акции и конкурсы в учебных заведениях города и области. Сейчас, например, проводится большая акция «Летние лагеря – территория здорового образа жизни». В рамках этой акции мы посещаем детские лагеря и проводим там профилактические мероприятия. Для их проведения мы подключаем областной Центр медицинской профилактики, областной СПИД-центр, областную наркологию, областной киномедиацентр... В Международный день борьбы с наркоманией мы организовали интересный интернет-форум «Стоп-наркотик». Также ежегодно мы проводим акцию «Сообщи, где торгуют смертью». То есть люди могут позвонить по телефонам доверия (их около сорока по области) и сообщить о том, где происходит сбыт наркотиков, или о местонахождении наркопритона.
– Вы сказали, что у вас есть телефон доверия. Звонки поступают от самих наркоманов?
– Да, телефон доверия есть, и работает он в круглосуточном режиме. Но одно дело, когда он работает, а другое – не все знают, что он есть и куда позвонить. Наркоманы звонят, но чаще всего для того, чтобы узнать, где получить медицинскую помощь. То есть это те люди, у которых просто уже не осталось сил и которые хотят избавиться от состояния ломки. Конечно, сами мы медицинскую помощь оказывать не можем, но всегда подскажем, где находится наркологический диспансер, где наркологические кабинеты по городу расположены, куда они могут обратиться, какие специалисты там принимают и так далее. Подсказываем телефоны общественных организаций, которые тоже работают по реабилитации наркозависимых.
В летнем лагере Калачевского района «Босоногий гарнизон» управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Волгоградской области 12 августа был организован «День профилактики». Для интересных и воспитательных занятий с детьми были также задействованы Калачевский центр социальной помощи семьи и детям и спецназ УФСКН.
В первой части мероприятия ребятам было показано, каким образом ведется поиск наркотических веществ. Перед спаниелем Даной была поставлена задача обнаружить наркотик в одном из четырех чемоданов (конечно, в чемодане был не героин, а его заменитель), и с этим она справилась на «отлично». Затем работники спецназа рассказывали детям о своей профессии, отвечали на их вопросы, демонстрировали свою рабочую атрибутику, после чего все желающие могли примерить бронежилет и поднять щит. Помимо этого был организован просмотр видеофильмов о подростковой токсикомании и о профилактике наркомании. Ребята увлеченно участвовали в мероприятии и задавали интересующие их вопросы. А собака Дана получила заслуженный приз – косточку.
Соль – тоже наркотик?
Интервью с представителем пресс-службы управления
Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Волгоградской области
Натальей Дмитриевной Климачевой.
– Какова статистика наркозависимых в Волгоградской области?
– Уже несколько лет сохраняется стабильная статистика 4000 наркозависимых по Волгоградской области. Радует, что молодежь и подростки – меньший процент из этих 4000.
– Как вы относитесь к идее тестирования школьников и студентов в учебных заведениях на предмет употребления наркотиков?
– Эта тема сейчас очень сильно муссируется. То есть, с одной стороны, говорят, что нарушаются права человека. Но позиция Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков такова, что это тестирование просто необходимо. Почему? Да потому что люди, учащиеся в вузах, – будущие управленцы, которые позже будут нами управлять, строить общество. А вы представьте руководителя-наркомана. Чему он сможет научить людей? Наверное, стоило выделить обязательным для тестирования определенный круг специальностей, например, управленческие и технические, такие специальности, от которых зависит жизнь других людей.
– Тестирование будет введено в Волгограде?
– Этот вопрос обсуждался антинаркотической комиссией Волгоградской области. Обсуждения идут и сейчас, но все не так просто – существует много противников этой идеи. Поэтому вопрос остается открытым.
– Как вы думаете, общество может оказывать посильную помощь в пресечении распространения наркотиков?
Когда жизнь хуже смерти
«Я не буду Вас дожидаться. Я раздумал лечиться. Это безнадежно. И мучиться я тоже больше не хочу. Я достаточно попробовал. Других предостерегаю: будьте осторожны с белыми, растворимыми в 25 частях воды кристаллами. Я слишком им доверился, и они меня погубили. Мой дневник Вам дарю. Вы всегда мне казались человеком пытливым и любителем человеческих документов. Если интересует Вас, прочтите историю моей болезни.
В смерти моей прошу никого не винить».
Это фрагмент из повести М.А. Булгакова «Морфий», персонаж которой, приняв морфий от приступа желудочной боли, впадает в мучительную зависимость от него. Но что делать, если в герое этой повести узнаешь себя?
Совершив ошибку один раз, люди зачастую оказываются в наркотической кабале. Проходя раз за разом все испытания ада и, в общем-то, окончательно разуверившись на примере таких же запутавшихся бедолаг, они все же встают однажды перед дилеммой: оставить все как есть или попытаться вновь обрести свободу.
Две исповеди
Максим: «Я вырос в нормальной семье (мои родители занимались бизнесом) и нормальным подростком, но меня всегда тянуло к более взрослым компаниям. Началось все с конопли. Потом я просто к ней привык и перешел на опиум. А если ты один раз попробовал, то будет и второй раз, и третий... Моя мать видела, что со мной что-то происходит, а что именно – понять не могла. Я ей, конечно же, не говорил правду, а пытался схитрить, врал, что просто выпил пива...
Когда я перешел черту, пропали такие человеческие качества, как совесть, жалость: я начал обманывать людей, иной раз ни во что не ставил родителей. Если была возможность своровать деньги дома, я этой возможностью пользовался. Я походил на зомби, у которого основной целью было достать наркотики, потому что когда их не было, все становилось серым и выводило из себя, ничего не хотелось. Вот тогда я попал в наркологический диспансер. О моей беде узнали родители и, конечно, были шокированы моим признанием. Вы представляете, какой это шок для матери, когда сын к ней приходит и показывает обколотые руки?! Но диспансер снял только ломку, а это опустошение внутри осталось. Скоро потребовалась очередная доза... В общей сложности я шесть раз лежал в наркологических больницах. И с каждым разом я понимал, что ничего не могу с собой поделать, – ни знахарки, ни психологи не помогали. Каждый раз я просыпался с мечтой начать жизнь с чистого листа. Не заново, а именно с чистого листа!
Меня спасла вера в Бога. Сейчас я чувствую себя счастливым. Та наркоманская жизнь не стоит ни единого гроша этой жизни, которой сейчас я живу. Мне помогли здесь, а сейчас я помогаю людям, сбившимся с пути».
Подобную историю о своей жизни рассказал нам и Андрей, человек, у которого около восьми лет была тяжелая зависимость от героина и опия. Гулянки и зависание в клубах – единственное, что тогда его интересовало. Началось все с «банальной» марихуаны. Потом захотелось испытать другие ощущения, и постепенно Андрея стало затягивать в кабалистический омут все сильнее и сильнее.
Андрей потерял все. У него умер отец, финансовое положение его матери ухудшилось. От наркотиков начались проблемы со здоровьем. «Однажды я попал в больницу с заражением крови, – рассказывает Андрей. – Я лежал в реанимации, а врачи удивлялись, что я жив... Но, видите, я перед вами. Господь оставил меня в этом мире».
Даже несмотря на такие последствия, Андрей продолжал колоться. Когда не было дозы, у него начиналась ломка. Все тело сводило, как судорогой. Раздражало все: любой запах, любой вкус. Было одновременно и холодно, и жарко. Выкручивало ноги. Это такое состояние, когда не можешь ни сидеть, ни лежать, ни стоять. Чтобы избавиться от этого состояния, нужна была доза, а на дозу, разумеется, деньги. «Я продал все, что только можно было продать, – вспоминает Андрей. – У меня дома осталась только мебель и мамин телевизор. Больше не было ничего! Все телефоны и пейджеры, все, что имело хоть какую-то ценность, я продал. Последнее, что я унес из дома, – микроволновая печь, которую я сам же маме и подарил. Я помню тот момент, когда я лежал дома, в своей комнате, в которой только кровать, шифоньер, и к люстре привязана банка гемодеза. От нее тянется система и... вен нету. У меня на тот момент уже все вены были сожжены, и поэтому капельницу я воткнул себе в ногу. Меня ломает всего, крутит, а денег нет ни на что... Это ужасное состояние. Я почувствовал, что это конец».
От передозировки умирали знакомые Андрея. Один из них был военным летчиком, капитаном... Удивительно то, что многие наркоманы занимают высокие должности или имеют такие профессии, которые с наркоманией несовместимы. «Наркоманами могут быть даже врачи и водители маршрутных такси, – говорит Андрей. – То есть наркоманы – это не только мальчишки 16–18 лет, это люди, разные в своем социальном и возрастном положении.
Находясь в тяжелейшем состоянии, он попросил своего друга о помощи, и тот позвонил в реабилитационный центр. Через неделю Андрей оказался там. «Я понял, что нужно что-то делать и начинать другую жизнь, – говорит он. – Есть такое понятие у христиан, как покаяние. После него ты разворачиваешься на 180 градусов и идешь по другому пути! И этим путем ты уже не вернешься к наркотикам. Я выбрал этот другой путь». После реабилитации Андрей закончил библейский колледж, потом был служителем в реабилитационном центре. Сейчас его отношения с матерью наладились. У него появилась строительная компания, он женился и сейчас живет в Астрахани и, когда есть возможность, приезжает сюда. У Андрея подрастает десятилетний сын.
Куда обращаться за помощью?
Телефон доверия управления Федеральной службы Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков по Волгоградской области: 37-36-35.
Приемная Волгоградской областной наркологической больницы: 36-82-44.
Регистратура: 36-82-46.
Областной наркологический диспансер: 70-29-76; 74-16-40.
Волгоградский городской общественный благотворительный фонд по оказанию
содействия в реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости «Спасение»: 32-99-70.
Реабилитационный центр «Альтернатива» для наркозависимых: 98-33-53; 8-917-338-33-53.
МУЗ «Наркологический реабилитационный центр»: 36-82-41, 36-82-40.
Центр реабилитации наркозависимых подростков: 94-88-56; 38-48-65.
Центр реабилитации наркозависимых подростков: 97-47-35; 44-11-53.
Татьяна Кичайкина
Опубликовано: 2010-09-09
|