А Кача все-таки улетела... От нас!
«Нет такой силы, которая бы вычеркнула Качу из истории России!»
«Звезда Качи вновь будет сиять над нами!»
«Кача была, есть и будет!»
Нет, я попала не на демонстрацию по поводу Дня авиации 80-х годов. В минувшую субботу Дворец спорта вдруг стал бело-голубым – так пестрело в глазах от рубашек и формы летчиков разных выпусков и разных поколений, приехавших на торжественное собрание, посвященное празднованию 100-летия родного Качинского высшего военного авиационного училища летчиков. Поскольку почти весь амфитеатр и партер Дворца спорта были заняты, делаю вывод, что поздравить «крылатую альма-матер» с ее 100-летием приехали как минимум три тысячи человек! И это при том что 12 лет назад Кача была расформирована...
Слезы наворачивались на глаза, когда вставали и приветствовали родной вуз люди-легенды. Например, весь зал аплодировал стоя ровеснику Качи, выпускнику 1933 года, соратнику Чкалова подполковнику Анатолию Федулову.
Кстати, всего за время существования училища в его стенах было подготовлено 16574 летчика. При этом 12 качинцев стали маршалами, около 300 – генералами, 343 – Героями Советского Союза.
Поднимавшиеся на сцену Дворца спорта гости говорили не только о прошлых и настоящих успехах родного вуза и его выпускников. Гораздо важнее было ответить на вопрос: «В чем эффект «высокого полета» Качи?». Например, этой теме было посвящено выступление генерал-лейтенанта И.В. Садофьева (выпускника КВВАУЛ 1977 года), заместителя ГК ВВС, начальника авиации.
– Думаю, факторов здесь как минимум три: во-первых, высокие моральные качества, которые исповедовал профессорско-преподавательский состав Качи и задавал такую же планку его курсантам; во-вторых, огромный профессионализм того же профессорско-преподавательского состава; в-третьих, романтика профессии летчика, сложившаяся в нашей стране, предполагала и высокие нравственные качества человека, занятого в этой профессии! То есть имидж сработал на суть явления, – сказал в своем выступлении Игорь Васильевич. – Помню, что однажды, еще в 70-х годах, из нашей Качи выпускался молодой французский летчик, – дело в том, что Кача четырежды обменивалась с Францией курсантами. И перед отъездом на родину он сказал: «Я теперь понимаю, почему ваши летчики – герои! У вас есть такое училище и такие люди в нем!»
…Естественно, что выступления и воспоминания пришедших на торжественное юбилейное собрание выпускников Качи провоцировали вопрос: «А что будет с нашей крылатой школой дальше? Зачем все эти бравурные речи, если... Качи по-прежнему не будет!».
По словам того же Игоря Садофьева, министром обороны уже подписано постановление правительства о присвоении Краснодарскому высшему военному училищу летчиков им. Серова имени «Качинское». Увы, в Волгограде никакого восстановления Качи не предвидится. Единственное – будет существовать музей Качи, да выпускники предыдущих лет будут приезжать к памятному «самолетику» в Дзержинском районе, чтобы поклониться той земле, которая подняла их в небо.
– Я вместе с семьей накопал землицы с берега речки Качи – той самой, что дала имя этой легендарной альма-матер, – рассказал со сцены заслуженный военный летчик РФ, летчик-снайпер, полковник, начальник Краснодарского высшего военного авиационного училища им. Серова Валерий Иванович Лашко. – И рассыпал эту землю рядом с, как говорят волгоградские дети, «самолетиком». Дай бог, чтобы энергия земли с берега Качи укрепила крылья и того МиГа-21, который стоит в Волгограде в память об училище-легенде, и всех тех новых самолетов, которые уже взлетели или будут взлетать с учебных и настоящих аэродромов... Крепких крыльев, надежного тыла и ясной видимости всем нам, товарищи!
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-09-09
|