Год учителя:
что было, что будет...
Накануне нового учебного года принято подводить итоги года минувшего: каковы были результаты, достижения и, наоборот, провалы, что следует взять на заметку, а от чего, напротив, отказаться. Так что же принес Волгоградскому региону минувший учебный год? Тем более что большая его часть прошла под знаком Года учителя...
Речь об этом шла на традиционном августовском семинаре-совещании учителей, который в этом году состоялся в Центральном концертном зале города Волгограда.
Начнем с того, что, наверное, самой острой проблемой на сегодня для региона является дошкольное образование. Мало того что нам бумерангом аукается ситуация прошлого века, когда здания детских садов в срочном порядке перепрофилировались под склады и офисы, и даже те сады, которые удалось на сегодня «отвоевать», чаще всего не могут функционировать по своему назначению. Их надо опять ремонтировать согласно «детским нормам», прежде чем сдавать в эксплуатацию...
Но самое главное, что нахлынувший демографический бум требует решить проблему с детскими садами в кратчайшие сроки. Не посещая садика, многие дети оказываются, таким образом, лишены и возможности быть психологически подготовленными к школе.
– Детские сады необходимо строить дополнительно, в капитальном ремонте нуждаются и многие эксплуатирующиеся сейчас здания, – сказала председатель Волгоградского областного комитета по образованию Мария Симонова. – И я считаю малоэффективно решать проблему таким образом, когда детей из специальных коррекционных учреждений «выбрасывают» в «никуда» ради детей здоровых, а в освободившиеся таким образом детские сады «заселяют» нормальных малышей. Но ведь так ситуацию нельзя исправить! Надо не только строить новые детские сады, но и переводить здания бывших детсадов в муниципальную собственность. Следует также развивать другие формы дошкольного воспитания: например, семейные детские сады, краткосрочные группы пребывания и частные детские сады.
Профиль не тот?
Другая острая проблема касается малокомплектных школ. И дело тут не столько в нерентабельности этих школ, а в невозможности многих из них дать качественное образование ребятам, а значит, возможность конкурировать и стать успешными в жизни.
– Даже результаты ЕГЭ продемонстрировали, что достойные результаты показывают те сельские школьники, которые занимались в ресурсных центрах или в крупных общеобразовательных школах, но никак не в «малокомплектках»! – продолжила Мария Александровна. – Кстати, сегодня количество школьников, которые получают качественное и, думаем, конкурентное среднее образование, равняется 65,3%. В 2007 году их количество составляло 33%. Наша задача довести количество тех, кто получает качественное образование, до 80%.
Третья проблема минувшего года – отсутствие капитального ремонта в тех школах, где он категорически требуется. Увы, возраст подавляющего большинства школьных зданий Волгограда и Волгоградской области насчитывает 40–50 лет. И стоит ли удивляться, что некоторые школы находятся в аварийном и предаварийном состоянии?! По словам председателя Волгоградского областного комитета по образованию, разрабатывается специальная программа, цель которой изыскание средств и соответственно финансирование капитальных ремонтов в школах.
– ЕГЭ проиллюстрировал нам не только качество образования наших школьников, – сказала Мария Александровна, – но и выкристаллизовал вот какой момент: самыми популярными экзаменами по выбору в этом году были обществознание и история России. О чем это свидетельствует? Скорее всего, о том, что дети предпочитают идти все больше на гуманитарные специальности. Ведь тех, кто выбрал физику и химию, гораздо меньше... А это означает лишь то, что через четыре-пять лет у нас по-прежнему не будет хватать грамотных инженеров, металлургов, химиков... И отсюда еще одна «болевая точка» нашего образования: занятия ребят в профильных классах практически ничего не дают. Здесь я имею в виду не качество знаний, а выбор профессии. В лучшем случае пять человек из того или другого профильного класса выбирают связать жизнь с профильной наукой... Отсюда вывод: надо налаживать профориентационную работу в школах, чтобы выпускники выбирали и учились по той или другой специальности осознанно, имея четкое представление, как, где и кем они хотят работать, как хотят состояться в жизни...
Третья физ-ра
Наконец, что касается здоровья всех участников образовательного процесса.
– Начну с того, что с 1 сентября во всех школах Волгоградской области вводится третий час физкультуры, – сказала Мария Симонова. – На мой взгляд, нововведение вполне обоснованное, направлено на повышение двигательной активности школьников. Второй момент – горячее питание. Важно, чтобы его получало подавляющее количество детей. Кроме того, ценно доносить до школьников информацию о том, какое питание является здоровым, что надо делать, чтобы долгие годы быть бодрым, радостным, подвижным...
Не педагогично!
Интересно, а что принес Год учителя конкретным педагогам Волгоградской области? Что вдохновляет и огорчает их накануне 1 сентября 2010 года?
Марина Плотникова, профессионально-техническое училище № 4 г. Суровикино:
– Мне минувший учебный год принес новую работу и карьерный рост: если раньше я трудилась в МОУ СОШ № 2 города Суровикино, то теперь перешла на более высокооплачиваемую должность в профучилище № 4. Не обошлось и без «ложки дегтя»! Поскольку я преподаю иностранный язык – французский и английский, то мы, педагоги-иностранцы, ощутимо потеряли в зарплатах из-за нынешних реформ, ведь специфика изучения иностранного языка такова, что этот предмет невозможно учить классом в 25–30 человек. Мы занимаемся группами по 12–15 человек. Получается, при подушевом финансировании я теряю – человек-то у меня мало занимается! Хотя количество часов большое. Разве это справедливо?!
Александр Мантай, председатель территориального (районного) профсоюза работников народного образования и науки Тракторозаводского района
г. Волгограда:
– Думаю, подходящий к завершению Год учителя принес много разочарований. И накануне 1 сентября очень многие школьные педагоги подумают о том, не написать ли заявление на увольнение... Школа все больше и больше превращается в бюрократическую машину: педагогу надо заполнить столько всевозможных отчетов и документов, что времени на воспитание, именно на воспитание, попросту нет.
Другой грустный факт: в связи с реформами сильно потеряли педагоги, работающие в системах дополнительного и дошкольного образования. Смотрите, что произошло: технический персонал в этих системах стал получать 4330 рублей, но ведь фонд оплаты труда остался тем же! Его никто не увеличил! Получается, одним прибавили, но... за счет других, то есть за счет педагогов, воспитателей, нянечек... И после этого мы возмущаемся, что у нас потеряна система воспитания? Что работать в дошкольные учреждения люди идут по остаточному принципу?! Что в детей закладываются странные ценности?! Да хорошо еще, что хоть так дела обстоят...
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-09-02
|