Работать будем по-новому
Преобразование учебных заведений (как и других бюджетных учреждений) в государственные автономные образовательные учреждения по-прежнему остается для многих темой для обсуждения, уточнения. Поэтому будет нелишним дать официальные разъяснения по этому вопросу. Нас консультирует заместитель начальника отдела профессионального образования Комитета
по образованию и науке Администрации Волгоградской области
Л. М. Макаров.
Переход в статус автономного образовательного учреждения влечет за собой ряд преимуществ по сравнению с бюджетными образовательными учреждениями.
Права
Автономное образовательное учреждение приобретает право финансово-экономической самостоятельности. Автономное образовательное учреждение получает большую возможность заниматься предпринимательской деятельностью, доходы от которой руководитель вправе расходовать по своему усмотрению на цели развития учреждения. В первую очередь эти средства направляются на создание современной учебно-материальной базы, приобретение нового оборудования, тренажеров, улучшение комплексного методического обеспечения учебного процесса, открытие новых лабораторий и мастерских в соответствии с современными требованиями рынка труда Волгоградской области. Привлечение дополнительных финансовых средств даст возможность повысить заработную плату работникам образовательного учреждения путем увеличения выплат и доплат стимулирующего характера. Расширение свободы экономической деятельности автономного образовательного учреждения расширит возможность повышения квалификации и стажировки педагогических работников на более качественном уровне в результате посещения всероссийских и международных семинаров и конференций. Выполнение вышеуказанных мероприятий позволит существенно повысить профессиональный уровень кадров и улучшить качество подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов. Если ранее финансовая деятельность учреждений производилась на основе сметы, то теперь вновь созданные автономные учреждения должны выходить на самообеспечение. Государственное финансирование такое учреждение получает только по итогам распределения государственного задания, которое всегда направлено на достижение конкретного результата. Главный вопрос при осуществлении предпринимательской деятельности автономными учреждениями заключается в том, смогут ли руководители созданных автономных учреждений эффективно организовать деятельность такого учреждения. Если смогут, то автономное учреждение – безусловно, полезная и важная форма юридического лица не только для их руководителей, но и для всех лиц, пользующихся услугами автономного учреждения. Выгода от деятельности автономных учреждений для лиц, потребителей образовательных услуг, должна происходить от повышения качества предоставляемых услуг в связи с осуществлением учреждением предпринимательской деятельности.
Контроль
Законом «Об автономных учреждениях» введен новый орган, неизвестный ранее простым учреждениям, – наблюдательный совет, получивший широкие полномочия по решению большого круга вопросов деятельности автономного учреждения. Так, многие вопросы, решаемые на сегодняшний день наблюдательным советом автономного учреждения, ранее находились в компетенции руководителя учреждения или же его учредителя. Наблюдательный совет автономного учреждения является независимым от руководителя автономного учреждения органом, так как прямой нормой закона руководителю автономного учреждения и его заместителям запрещено быть членами наблюдательного совета. Введение коллегиального органа – наблюдательного совета – позволяет более полно обеспечить соблюдение соответствия деятельности автономного учреждения целям, указанным в его уставе. Наблюдательный совет автономного учреждения необходим в целях организации контроля за деятельностью автономного учреждения. Польза при введении этого органа существует для учредителя, так как в состав наблюдательного совета в большинстве своем входят представители учредителя. Кроме того, включение в состав наблюдательного совета представителей работников позволяет повысить открытость и прозрачность деятельности автономного учреждения.
Ответственность
Появилась серьезная ответственность руководителя автономного учреждения за осуществление предпринимательской деятельности. Здесь все зависит от уровня компетентности руководителей автономных учреждений. С одной стороны, в случае успешного ведения предпринимательской деятельности работники могут рассчитывать на повышение заработной платы, которое достигается путем привлечения денежных средств за счет оказания дополнительных платных услуг (осуществления предпринимательской деятельности). С другой стороны, система изменения типа учреждения в автономное является недостаточно проработанной, что может привести к ошибкам при создании автономного учреждения и в итоге к нарушению прав работников. Таким образом, компетентный руководитель автономного учреждения может сделать выгодным для работников этот тип учреждения, некомпетентный – привести к развалу всей организации. В целом, анализируя преимущества перехода бюджетных учреждений в статус автономных, можно сделать вывод: переход на новые условия, обеспечиваемые статусом автономных учреждений, даст возможность при сохранении ведущих тенденций развития и направлений деятельности изыскивать новые пути развития образовательного учреждения.
Опубликовано: 2010-08-26
|