Мария Симонова: «Главное - научить ребенка отвечать на вопрос "Зачем?"»
Накануне 1 сентября волнение охватывает не только школьников, но и их родителей: что грядущий учебный год нам готовит? Поэтому накануне этого события мы, поднакопив вопросы, решили обратиться к первоисточнику – председателю Волгоградского областного комитета по образованию Марии Симоновой. И хоть на эту должность Мария Александровна была назначена недавно (немногим больше месяца назад), думаем, что ее компетентные ответы будут ценны и важны для педагогов, родителей и ребят накануне Дня знаний.
– Мария Александровна, что принес Год учителя учителям нашего региона?
– В первую очередь изменение требований к самим педагогам. Об учителях, об их проблемах стали говорить. Говорить не только в плане позитива, то есть о достижениях и об успехах, но и о «болевых точках», как они есть. Наконец-то пришло понимание, что престиж педагога надо повышать! И не только на словах, но и на деле! И желательно – повышать финансово. Волгоградская область в 2009 году, накануне принятия постановления президента о том, что следующий год будет объявлен Годом учителя, изменила механизм оплаты труда педагогам. В среднем зарплата наших учителей в Волгоградской области увеличилась на 30%. Для сравнения: в Астрахани – на 10%. И поэтому говорить о том, что Год учителя – это разовое мероприятие, мне бы не хотелось... Также мы поддерживаем молодых педагогов. Они заявляются на грант губернатора, а это сорок премий по 50 тысяч рублей...
– Смог ли наш регион еще как-то поддержать своих педагогов? Например, выделив квартиры, путевки?
– Ни путевок, ни квартир нет. Хотя на селе работала программа по выделению жилья педагогам. Она работает не массово, но отдельные случаи решения жилищной проблемы молодых педагогов есть. Также реализуется программа, помогающая молодым учителям на селе справиться с коммунальными выплатами. Наконец, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» выплаты за классное руководство установлены в размере 1000 рублей в месяц.
– Накануне 1 сентября хочется спросить: есть ли свободные вакансии в школах нашего региона?
– Они составляют 1%, что, конечно же, показательно. Это стабильная работа, и среди учителей нет такой текучки кадров, как, например, в дошкольных учреждениях. Но думаю, что поддержку дошкольных учреждений надо начинать не только с кадровой политики, но и с того, что попросту самих детских садов мало! А еще – создание условий... В условия входит в том числе и заработная плата. И если с педагогами в школах мы хоть как-то выравняли ситуацию, то с педагогами детских дошкольных учреждений – пока нет. На сегодня педагоги детских садов получают 5–6 тысяч рублей в месяц. Согласна с вами, что это очень мало, потому что мера ответственности здесь совсем иная, чем, например, у сторожа или кладовщика. Но мы ищем механизмы решения этой проблемы!
– Ректор Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуард Никитин на встрече с региональными журналистами в Москве озвучил такую информацию: готовится закон, который серьезно изменит современную школьную программу. В чем же?
– Будут смещены акценты: если раньше школа уповала только на науки и поэтому наполняла головы наших детей всевозможными знаниями, то теперь настало время учить их другому: как состояться в жизни, как создать крепкую и любящую семью и воспитать достойных детей, как научиться «экологично» зарабатывать деньги.
– Как в наступающем учебном году новые веяния коснутся Волгоградской области?
– Да, действительно в годы перестройки момент воспитания практически ушел из наших школ. Речь шла все больше об обучении. Но обученный и невоспитанный человек – это... может быть очень страшно. На сегодня задача любого образовательного учреждения формулируется вроде бы очень просто – дать образование. Проще говоря, сформировать образ: мышления, поведения, жизни, в конце концов... Научить ребенка отвечать на вопрос: «Зачем? Для чего ты получаешь эти знания? Как будешь их потом использовать?» А какой образ будет заложен, какие ценности будут поставлены во главу угла – это зависит уже от духовно-нравственных основ. Поэтому духовно-нравственным воспитанием будут заниматься теперь все учебные заведения: и дошкольные, и школьные, и профессиональные, и на уровне высшей школы... Причем программа по духовно-нравственному воспитанию – это приоритет, изюминка именно Волгоградской области. И результатом ее станет воспитание граждан Волгоградской области.
– Если в трех словах, то в чем она будет заключаться?
– Концептуальные основы еще прописываются, но если совсем коротко, то это формирование ценностей на основах традиционных конфессий. Кроме того, в этом же векторе будут задействованы педагоги кружков и центров дополнительного образования, на воспитание будут работать и программы профильных смен... Словом, это работа не только Волгоградского областного комитета по образованию. Это межведомственная программа, которая реализуется несколькими комитетами администрации Волгоградской области – комитетом по культуре, по молодежной политике, по казачеству...
– Уж коль мы затронули ситуацию с воспитанием, то давайте поговорим о системе дополнительного образования: что ждет педагогов этой отрасли в наступающем учебном году?
– Мы сделаем все, чтобы сохранить систему дополнительного образования во всем ее многообразии. Да, мы прекрасно осознаем, что в педагогику вообще приходят энтузиасты, а уж в дополнительное образование – лучшие их представители. Сейчас вводятся новые образовательные стандарты, пока в начальной школе, которые предполагают увеличение количества часов на десять. В том числе и за счет работы педагогов дополнительного образования.
– Среди родителей ходят упорные слухи, что продленка станет платной. Это так?
– Ситуация будет выглядеть, скорее всего, так: тем же самым инструментом – государственным образовательным стандартом – будет определено количество часов, которое учреждение выполняет для государства, для муниципалитета. Все, что сверх этого заказа, подпадает под реализацию 83-его Федерального закона. Эту услугу или, лучше сказать, задание будет определять каждый муниципалитет, регион и соответственно федеральный центр. Получается, что федеральный центр назначает минимальный набор услуг, а регион и муниципалитет могут добавлять еще. В соответствии со своей спецификой. Поэтому говрить сейчас, что образование в школе и все с ним связанное станут платными – это миф. И те слухи, и даже, возможно, проблемные ситуации, которые сейчас возникают, рождаются из-за недостатка информации.
– Этот еще не доработанный федеральный закон породил много споров и возмущений со стороны родителей. Что вы скажите об этом документе? Хотя бы в двух словах...
– Реализовываться 83-й Федеральный закон будет с 2011 года, подзаконных актов пока нет, а значит, регионы на сегодняшний день работают по различным направлениям реализации этого закона. Самая большая проблема, что в рамках реализации этого закона у различных учреждений образования будет выбрано несколько организационно-правовых форм. Это казенные, бюджетные и автономные учреждения. Примером казенной формы являются детский дом или коррекционная школа-интернат. То есть это полностью заказ государства по воспитанию и обучению детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья. Что касается школ, то они могут быть и бюджетными, то есть наряду с государственным заказом реализовывать и платные образовательные услуги. Но опять же, они есть, эти услуги, и сейчас... Что касается автономной формы, то она более свободная, а свобода предполагает и большую ответственность...
– Традиционный вопрос: что пожелаете ребятам накануне 1 сентября?
– Чтобы им было всегда интересно жить, познавать и двигаться вперед! А рядом с детьми интерес к жизни и познанию не угаснет ни у их родителей, ни у педагогов...
Год учителя принес изменение требований к самим педагогам. Об учителях и их проблемах стали говорить. Пришло понимание, что престиж педагога надо повышать!
Программа по духовно-нравственному
воспитанию – это приоритет, изюминка
именно Волгоградской области.
И результатом ее станет воспитание
граждан Волгоградской области.
Государственным образовательным стандартом будет определено количество часов, которое учебное учреждение выполняет для государства. Все, что сверх этого заказа, подпадает под реализацию
83 Федерального закона.
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-08-26
|