Ученики снова не в форме
На днях заместитель главы Администрации Волгоградской области по образованию, науке, спорту и молодежной политике Виктор Максин озвучил идею о введении в школах единой формы. Правда, сразу уточнил: «Школьный дресс-код пока еще всего лишь предмет дискуссий». Тем не менее иные мамы уже покорно отправились в магазин за пиджаками, а непослушные школяры приготовились бунтовать.
Неопределенность помогла нарушить председатель областного комитета по образованию Мария Симонова, заверившая, что начало этого учебного года обойдется без насильственных переодеваний:
– Виктор Максин заговорил об идее единой школьной формы, однако он не сказал, что форма будет введена повсеместно уже с этого учебного года. Сейчас мы просто решили вернуться к рассмотрению «форменного» вопроса, проводить эту работу на уровне образовательных учреждений и родителей. Сегодня мы не можем всех насильно одеть в школьную форму и никогда не будем этого делать. Но школа, как и любая организация, предъявляет своим подопечным определенные требования. У нас же есть требования к внешнему виду педагогов, поэтому аналогичные требования к ученикам вполне обоснованны.
Полностью согласна с этим директор школы № 95 Центрального района М. Ф. Сопина, для которой школьная форма уже давно потеряла статус дискуссии и стала повседневной реальностью:
– В нашей школе есть кадетские классы, и все ребята ходят в форме. Она либо парадная – для особых случаев, либо камуфляжная – будничная. Конечно, я за то, чтобы школьная форма была введена повсеместно, а не только в спецучреждениях, имеющих, например, кадетский статус.
Форме будет сложнее прижиться в обычных школах, но во многих гимназиях и лицеях города она пусть и негласно, но существует. Так, в гимназии № 9 Кировского района руководство школы постановило, что ученики должны ходить на занятия в школьной форме. Правда, форма в гимназии не единая, а каждый имеет право одеваться на свой вкус, но не цвет: ученик должен соблюдать черно-белую цветовую гамму.
Большинство учителей видит в введении школьной формы скорее положительные моменты. Преподаватель физики школы
№ 57 Л. Б. Попова рассуждает:
– Как маме, мне известна девичья ежедневная утренняя проблема – что надеть в школу. На это тратится и время, и силы, да и настрой на учебу пропадает. А когда есть форма, лишних мыслей не возникает, потому что выбирать не приходится. Как педагог, могу сказать, что в школе разные слои учеников, разница в их внешнем виде чувствуется, и иногда на этой почве возникают зависть и конфликты. Но это не единственная проблема. Подростки подвержены тенденциям моды, девочки часто надевают кофты с умопомрачительными вырезами или еле прикрывающие пупок. Мальчик, может, и хотел бы сосредоточиться на том, что пишет на доске учитель, но перед ним сидит девочка в джинсах с заниженной талией, из-под которых торчат трусы, и ему не до учебы. Форма помогает решить эти щекотливые вопросы. Когда ребенок приходит в джинсах, ему ничего не стоит поваляться, подурачиться.Мое наблюдение: в форме ребенок валяться уже не станет. Так форма помогает решить еще одну проблему – дисциплины.
Редко школы настаивают на строгой форме, ученику достаточно иметь черный костюм и белую блузку, чтобы соответствовать школьным стандартам внешнего вида. Но многие подростки не торопятся переодеваться в ч/б, считая это ущемлением своей индивидуальности. Десятиклассница Оля Кудряшова считает, что форма не нужна: «Мне кажется, что она не дает нам самовыражаться и обезличивает, к тому же зачастую неудобна и не очень красива». С ней можно поспорить, ведь выделиться может как раз тот ученик, который наденет форму!
Капитолина Пазухина, студентка ВГПУ и будущий преподаватель, считает, что форма не помешала бы современным школьникам: «Она дисциплинирует, красиво смотрится на ребятах. И не надо забывать, что у всех детей разное материальное положение. Школьная форма делает всех ребят «равными».
А «равными» – это не значит «одинаковыми». Ведь осталось же в нас что-то, что поважнее одежды?
Анна Алферова
Опубликовано: 2010-08-19
|