Комментарии

Дамир: Каргту один из крупнейших и ведущих университетов РК. 8 факультетов, более 50 специальностей, около 7000 студентов. Огро...
Методы сбора информации о людях детективным агентством

rasskozia: Когда я была маленькой, очень любила животных. С трудом могу перечислить принесённых с улицы домой раненых и голодных зв...
Готы живут рядом...

Ksujeode: Победили ли мы заразу короновирусную?...
Что стоит молодой семье дом построить?

AneTpoery: Есть у кого знакомые с короновирусом?...
Что стоит молодой семье дом построить?

Onfilmz: Прекрасная информация...
Неделя молодыми глазами

Самые обсуждаемые темы
Панк против рэпа: мы с тобой – разной крови?
За что я не люблю неформалов
Перевестись из вуза в вуз? Реально!
Готы живут рядом...
«Школа № 1» – школа жизни, школа выживания!
Пур уна кабеза
Граффити – дело не для графов!
Семилетнего Сашу Колокольцева сбила машина, которой управляла "VIP-персона". Будет ли она наказана?
О чем вспоминать будем?
Starway Fest

Вопросы и ответы. Юридическая консультация

«Юридическая консультация»

Волгоградская еженедельная информационно-развлекательная молодежная газета
«Молодой. Свежее решение»
прогрессивной молодежи

Волгоградский еженедельный информационно-развлекательный ресурс МОЛОДОЙ-газета.ru

Кача, прощай и здраствуй?..

Кача, прощай и здраствуй?..

В Волгограде готовятся к 100-летию Качи – эту дату бывшее славное училище отметило бы в нынешнем году. Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков – ровесник российской авиации.
Для подготовки к празднованию создан оргкомитет, члены которого провели встречу с журналистами на минувшей неделе. Поздно, дорогие товарищи!
Столетия не будет. Училище закончило свой славный путь на 88-м году.
Все остальное – от лукавого.

В начале 90-х было все – торжественное построение, вручение лейтенантских погон… а потом несостоявшиеся летчики писали рапорта с просьбой отправить их в запас. Не нуждалось российское государство в молодых летчиках – самолетов на них не хватало, летали имеющие опыт – из старых и проверенных. Несколько последних выпусков были, на жаргоне летчиков, «абортными». Молодые покорители небес получали заветные корочки об окончании училища и тут же на пороге «альма-матер» подписывали заранее приготовленные рапорта на увольнение из Вооруженных сил. В тогдашнем хаосе перемен в России было не до полетов и новых кадров. Будущие летуны пошли в бизнес, пополнили ряды строителей и грузчиков, а то и просто запили горькую, поминая свою несбывшуюся мечту.
На одном из поворотов улицы Качинцев стоит на постаменте МиГ-23. Рядом с ним обелиск, на котором надпись: «Слава советской авиации!». Это символично – здесь похоронена не только слава, здесь похоронена сама советская авиация. Она оказалась ненужной и слишком затратной в годы построения капитализма. Стало не до авиации – надо было делать собственные состояния.
6 ноября 1997 года министр обороны РФ И. Сергеев издал приказ № 397, одним из пунктов которого намечалось слить Качинское и Армавирское училища с местом базирования в г. Армавир. Расформирование Качинского училища было воспринято как трагедия. Стране стало ненужным летное училище, подготовившее 16574 летчика, среди которых было 352 Героя Советского Союза, 17 Героев РФ, 119 заслуженных военных летчиков и летчиков-испытателей; училище, которое дало стране 12 маршалов авиации и 200 генералов, в котором обрели крылья летчики-космонавты В. Быковский, В. Шаталов, А. Березовой, В. Афанасьев, В. Корзин, О. Котов, П. Попович.
В защиту Качинского училища пытались выступить общественность, администрация области и города, Государственная дума РФ приняла специальное постановление о необходимости сохранения старейшего училища страны на прежнем месте.
В Постановлении Государственной думы РФ за № 2647-П ГД от 19 июня 1998 года говорилось: «Просить Президента Российской Федерации поддержать обращение личного состава Качинского высшего военного авиационного училища летчиков о сохранении в месте постоянной дислокации одного из старейших в России высших военных авиационных училищ. Предложить Правительству Российской Федерации приостановить подготовку документов о слиянии Качинского высшего военного авиационного училища летчиков и Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков до рассмотрения Государственной комиссией Российской Федерации по военному строительству вопросов реформирования системы военного образования».
Увы!
Зуд реформаторства не давал спать многим. Постановлением Правительства от 29 августа 1998 года, подписанным премьер-министром В.С. Черномырдиным, на базе Качинского и Армавирского высших училищ летчиков был создан Армавирский военный авиационный институт, который, впрочем, просуществовал недолго – где-то около 5 месяцев, после чего был благополучно расформирован и ликвидирован.
Так закончилась история знаменитой Качи – летного училища, созданного в 1910 году императорским указом.
Подготовить летчика непросто, и дело это дорогостоящее. Для того чтобы летчик летал, требуются самолеты и аэродромы, техники, метеорологи, инженеры-программисты, снабженческие структуры. За один полет истребитель сжигает две тонны керосина и при этом находится в воздухе тридцать минут. А для того чтобы получить опыт, курсант должен налетать 300 часов за пять лет. Выпуск летчиков всегда взаимосвязан с госзаказом на авиатехнику. Если нет самолетов, летчики становятся ненужными. А следовательно, отпадает и необходимость в летных училищах. После 1992 года большое количество подготовленных летчиков становились ненужными; по словам главкома ВВС А. Корнукова, в начале 90-х годов целые выпуски летчиков перепрофилировались в техники и не имели возможности летать.
Кача была закрыта вследствие того, что руководство Минобороны посчитало, что аэродромы, где учились курсанты, непригодны для дальнейшей эксплуатации, хотя преподаватели Качи считали иначе: к моменту расформирования база училища находилась на должном уровне – имелось 8 аэродромов, из них 6 с бетонными полосами, более 400 единиц техники, тренажеры, 4-й курс осваивал МиГ-21 и МиГ-21бис. Были созданы условия для проживания обучающихся курсантов как на центральной базе, так и в филиалах Котельниково и Петровом Вале. Имелся сильный преподавательский состав.
Тем не менее училище было ликвидировано. Причин, скорее всего, мы уже никогда не узнаем. Вероятнее всего, вопрос был решен кулуарно на основании личностных отношений в Минобороны. Скорее всего, руководство Армавирского училища смогло решить вопрос круче своих коллег. Один из немногих людей, который мог открыть истину, сказал в телефонном разговоре, что ему нравится что-то создавать, нежели говорить о разрушении прошлых лет. В доказательство он привел тот факт, что звание Качинского вот-вот присвоят Краснодарскому училищу летчиков. Практически все документы подписаны. Все это замечательно, но покроет ли единственное в стране училище потребность в летчиках? Даже если оно станет Качинским? У него свое знамя, оно не награждено орденами, которыми награждена Кача. При чем здесь легендарное училище? А если бы название Качинского было присвоено уже несуществующей школе ВВС РФ в г. Липецке? Хотя – и это надо признать – в первую очередь все зависит от количества самолетов – на первые пять, что заказаны Минобороны, хватит тех летчиков, что уже умеют летать. Истинные летчики – а этого у них не отнять – умеют хранить верность своей «альма-матер», они бы очень удивились, что теперь Кача находится не под Севастополем и не в Сталинграде (нынешний Волгоград). Что разрушено, то разрушено – и с этим трудно что-то поделать. Как и обещание клятв – это уж однажды дано или не дано никогда. Клятва дается офицером на всю жизнь. Иного не бывает.

В 1997 году летуны пошли в бизнес, пополнили ряды строителей и грузчиков, а то и просто запили горькую, поминая свою несбывшуюся мечту.

За один полет истребитель сжигает две тонны керосина и при этом находится в воздухе тридцать минут. А для того чтобы получить опыт, курсант должен налетать
300 часов за пять лет.

Больше десяти лет прошло с момента последнего набора курсантов в легендарное Качинское авиационное училище. От Качи реальной осталась только виртуальная, созданная выпускником училища Н. Коробовым. «Лично я воспринимаю ликвидацию Качинского летного училища без истерического надрыва, – считает он. – Как говорят в армии: «Надо, значит надо». Хотя последствия решений по сокращению училищ считаю глубоко негативными: уже через 3–4 года в российских ВВС наметится дефицит летчиков. Ресурса существующего в Краснодаре единственного на всю страну летного училища уже не хватает». На виртуальном сайте выпускников призыв сохранить курсантскую дружбу. На десятилетний юбилей выхода в большой полет приехали и из Калининграда, и с Дальнего Востока. Среди пятидесяти выпускников, пришедших на встречу, только трое – действующие летчики. Большинство ребят, мечтавших о небе, связали свою жизнь не с самолетами, а с приземленной работой инженеров и экономистов. Что ж! Жизнь продолжается. Посещение родной когда-то территории, где сейчас базируется мотострелковый полк, теперь только по заранее заказанному пропуску. На месте знакомых казарм возводится военная часть для призывников-контрактников. Качи нет уже десять лет. Не станет скоро и последнего воспоминания о летном училище – памятника героям-космонавтам. Он не федерального и не муниципального значения, деньги на него собирали сами летчики. Демонтаж стелы на территории училища руководством полка, свято блюдущим свои традиции, но не уважающим чужие, уже начался. Может, и стелу героям-космонавтам надо перенести в Краснодар?
– Одной из проблем российской авиации является высокий возраст пилотов, – заметил на одном из авиашоу подполковник оборонительных сил Финляндии Юхани Пихлаямаа. – У вас есть много проблем в авиации. Одной из них является возраст пилотов, у вас большинство пилотов уже старые.
Пора готовить молодые кадры. Строить самолеты и готовить для них летчиков. Треть истребителей МиГ-29, состоящих на вооружении ВВС, уже не поднимаются в воздух и ржавеют на летных площадках.
Но не будем говорить только о грустном. Не так давно во время визита Президента РФ в Волгоград состоялся его разговор с председателем Волгоградского городского совета ветеранов войны и Вооруженных сил С. Гороховым. «Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В рамках проводимой военной реформы происходит фактическое уничтожение суворовских училищ, – обратился Станислав Горохов к президенту. – В нашем городе-герое существовало знаменитое Качинское военное училище, столетие которого мы отмечаем в этом году. Мы мечтаем на базе Качинского высшего авиационного училища создать кадетский авиационный корпус и надеемся на вашу помощь».
Президенту идея молодежного перевоплощения знаменитой школы летчиков пришлась по душе. «Что касается Качинского училища, – сказал он, – то соответственно проанализируйте, возможно ли создание кадетского училища на этой базе. Естественно, это если и делать, то вместе с руководством области. Такие проекты осуществляются вместе. Я поручаю министру и губернатору заняться этим совместно».
Мальчишки мечтают о небе... Не всем в жизни хочется стать банкирами или бандитами. Ребят манит звездный простор. А для того чтобы полюбить небо, надо хоть раз коснуться его. Будем надеяться, что Качинское училище еще послужит своему главному делу – научит мальчишек любить небесный простор.
А учиться летать они будут в Краснодарском военном училище летчиков.
Только учиться.
Но будут ли летать?

Высота!

Авиация взяла отсчет 100 лет назад с Качинского училища

Невозможно сдержать слез, глядя на встречу друзей после долгой разлуки. Некоторые не видели друг друга более пятидесяти лет... 14 августа. Аэродром Кубинка, расположенный в 60 километрах к западу от Москвы, известен как школа номер один пилотажного мастерства и место дислокации всемирно известных пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи». Именно здесь состоялось мероприятие, посвященное 100-летнему юбилею Качинского училища, и празднование Дня авиации России.
Кубинка – одна из крупнейших баз российских ВВС в московском регионе, имеющая 70-летнюю историю, собрала на своей территории более двух тысяч человек. Сослуживцы Качинского высшего военного авиационного училища летчиков имени Мясникова, волею судьбы разбросанные по всей России, приехали сюда, чтобы вновь посмотреть в глаза тем, кто, несмотря на годы, навсегда останется другом и товарищем. Искренние объятия людей с белизной в волосах, разочарование от того, что кто-то не смог приехать, вспышки фото- и видеокамер, призванные навсегда запечатлеть, возможно, для кого-то последнее рукопожатие тех, для кого небо – не просто высота.
На таком мероприятии нам удалось «заглянуть в бортовой дневник» выпускника 1973 года Медведева Николая Ивановича.

– Сколько было курсантов в вашей группе?
– На втором курсе нас было четыре человека, на третьем – три. Все мы вылетели.
– Какие традиции или суеверия были у пилотов после первого вылета?
– У каждого в комбинезоне лежала пачка сигарет «Казбек», пропитанная первым самостоятельным вылетом.
– Какие-то сложные ситуации были во время полетов?
– В 1987 году у меня был случай на облете, когда пришлось катапультироваться. Причиной была стружка в системе, что не позволило нормально управлять самолетом при создании больших перегрузов. Когда пошел сброс потока, при выполнении пилотажа остановился двигатель. Я начал падать с 3200 до 1800. И на этой высоте принял решение катапультироваться. Шел вниз головой. Все сработало штатно. Проблем не было. Через 15 дней снова летал на боевых самолетах. Обидно было за разбившийся самолет.
– Расскажите о курьезных историях во время учебы.
– Была одна история: и смех и горе. Курсант Володя Тимошевский 1973 года выпуска во время катапультирования потерял ботинок. После чего даже расплакался, не зная, как он в таком виде предстанет перед начальством.
– На каких типах самолетов вы летали?
– Летать мне пришлось на двух типах: Л-29 и Миг-21 (практически всех модификаций). В послужном списке 1000 часов налета.
– Какие чувства вы испытывали, когда выпускались из училища?
– Это, наверное, единственный день в жизни, когда начинаешь понимать, что твои годы тяжелого труда, недоспанных ночей, курсантских неудобств были прожиты недаром. Необыкновенная гордость охватывает, когда смотришь на погоны, считаешь звездочки, а там уже лейтенант. Когда выходишь к исторической земле – Мамаеву кургану, припадаешь на одно колено, целуешь знамя… Это не каждому дано в жизни испытать. Трудно передать, что творится в душе.
– Как складывалась ваша дальнейшая судьба?
– Я сменил за службу семь гарнизонов, пятнадцать квартир. По болезни, из-за воспаления тройничного нерва, я не смог летать и пошел на гражданскую службу в МФ к начальнику командного пункта, заместителю начальника военного штаба армейской авиации Вооруженных сил генерал-полковнику Виталию Егоровичу Павлову, вместе с которым долгие годы работал. Когда появилось решение создать командный пункт авиации МЧС России, меня пригласили туда. Потом восемь лет я проработал в компании «Мир». Сейчас хочу посвятить себя общественному делу, написать книгу.
– Что для вас 100-летие?
– Это грандиозная встреча и праздник настоящих героев. Я очень рад, что уже много лет, находясь в Москве, мы, качинцы 1973 года выпуска, выполняем традицию постоянно собираться 12 апреля на офицерские собрания. Раньше это были совсем небольшие домашние посиделки. В настоящий момент приходят по 30–40 человек, с женами и детьми. Это доказывает, что дружба качинцев – на века!
– Что бы вы пожелали качинцам?
– Завтра на свежую голову принять участие в продолжении торжеств: обращение к президенту, вручение наград на Поклонной горе. И, конечно, здоровья, долголетия и благополучия. У нас на курсе уже 24 человека ушли из жизни. 220 поступали, 106 выпустились. А молодым – больше удачных полетов.
Училище – это легенда, история военно-воздушных сил государства российского. Первоначально базировавшееся на реке Кача (откуда пошло название), расформированное во время войны по разным точкам: Красный Пуд, Мичуринск, Сталинград, оно всегда сохраняло свое название.
Это народное достояние, которое было открыто за счет сборов всех граждан России. Обидно и несправедливо, что с 1998 года и по сей день училища не существует. Качинцы-ветераны всеми силами пытаются его восстановить, пишут письма президенту с просьбой найти возможность сохранить наименование училищу вне зависимости от того, где бы оно ни базировалось.
На аэродроме Кубинка в честь праздника состоялись показательные выступления пилотажной группы «Стрижи», признанной по итогам 1993 года лучшей в мире. Мало что может сравниться с ними по красоте в зрелищном отношении. Это не только спорт, но и полное слияние двух душ: летчика и самолета. Также свое мастерство продемонстрировали летчики-истребители пилотажной группы «Русские витязи», выполняющие групповой высший пилотаж на самолетах класса тяжелых истребителей.
На летчиках лежит огромная ответственность представлять Военно-воздушные силы России, по которым судят о состоянии авиационной промышленности страны и об уровне подготовки пилотов. Быть может, вслед за милицейской реформой придет и авиационная. И, возможно, уже скоро, чтобы сохранить память обо всех училищах, на базе Качинского (в Краснодаре или Армавире) появятся комнаты боевой славы всех училищ.

«Качинец» выпуска 1973 г. Н. И. Медведев:

Училище – это легенда, история военно-воздушных сил государства российского. Это народное достояние, которое было открыто за счет сборов всех граждан России. Обидно и несправедливо, что с 1998 года и по сей день училища не существует.

Сергей Синякин, Оксана Полякова

Опубликовано: 2010-08-19

Комментарии к статье

[2010-11-16 15:53:50] Nick Korobov

"На одном из поворотов улицы Качинцев стоит на постаменте МиГ-23" - он совсем немножко МиГ-21 :)













Последние статьи

:: Только слишком пожилые для мира цифровых технологий не верят в Биткойн
:: Изучаем букмекеров: ставки «head to head» (1X2)
:: В Самаре начались гулянья с Дедом Морозом
:: Помощь детектива при поиске активов должника
:: Помощь психолога
:: Спортивные ставки: советы для начинающих
:: Методы сбора информации о людях детективным агентством
:: Лицензия на казино в панаме — легкая возможность заработать
:: Игровой клуб Вулкан: азартные игры и новички
:: Текущая ситуация на рынке ККТ
:: Работа для молодых девушек
:: Зарабатываем в сети
:: Почувствуйте себя мужчиной
:: Бесплатные игровые слоты онлайн
:: Скажите самостоятельному ремонту «Нет»
:: Электронные сигареты
:: Самоклеящиеся этикетки
:: Проверка на полиграфе (детекторе лжи)
:: Сколько стоит перевод паспорта
:: Механические наручные часы
:: Китайские товары - качество, которое признали все
:: Все, что нужно знать о разрыве мениска
:: Основные типы хирургии позвоночного столба
:: Кухни из различных материалов
:: Ставки на спорт: выбираем правильный вид спорта
:: Печати и надписи на футболках
:: Аналитик для каждого трейдера. Лучший сервис для обычных клиентов
:: Основные виды заработка в интернете
:: Модные тенденции 2017 года
:: Оксандролон и его польза для бодибилдеров
:: Какие автоматы предпочесть?
:: Зарядное устройство для ноутбуков Asus
:: Озера России, которые должен увидеть каждый
:: Японский фьюжн
:: Ювелирные украшения из золота
:: Работа в интернете
:: Этапы проведения инвентаризации
:: Пробуждаем желание к занятию спортом
:: Вся правда о туалетной бумаге
:: Системы защиты от пожара
:: Дизельный генератор: плюсы и минусы оборудования
:: Преимущества покупки недвижимость в Красногорске в Павшинской пойме
:: Извращение или норма?
:: Запчасти к автомобилям Форд
:: Все, что вы хотели знать о межкомнатных дверях
:: История Усть-Каменогорска
:: Является ли найм адвоката обязательной мерой
:: Как выбрать хорошего адвоката
:: Колдовство
:: Преимущества электрошокеров современных моделей

 

Популярное

На страницах нашей газеты вы найдете, все что интересует современную молодежь: ВУЗ Волгограда, вакансии, жилье и ипотека, программа молодая семья. Новости, культура и развлечения, клубы Волгограда, музеи, концерты и кинотеатры! Лагерь «Острое перо». Спорт, здоровье,
безопасный секс без СПИДа, и многое-многое другое!

 

Стоит заглянуть

ГЛАВНАЯ ТЕМА | СПОРТ | УДАЧИ И ПРОВАЛЫ | РАБОТА | ПРИКИД | СТРОЙ, ОТРЯД | ВИРТУАЛЬНОСТЬ | ДЕВИЧНИК | ЕСТЬ МНЕНИЕ! | Отдохни! | ВОЯЖ | ЗДОРОВЬЕ | ЕДИНЕНИЕ | КУЛЬТПРОСВЕТ | БЫТОВКА | ХОББИ | ЗООПАРК | ОБРАЗОВАНИЕ | С ТОГО СВЕТА | ПРОМОКАШКА |
© Государственное учреждение «Редакция газеты «Молодой. Свежее решение», Волгоград, 2003-2022. Для связи: info@molodoi-gazeta.ru
Яндекс цитирования