Офис – зло, фриланс – добро!
Работать в свое удовольствие по ночам, днем практиковать йогу и сказать штанам «нет» – об этом мечтают многие. Да вот только позволить себе могут далеко не все. Для того чтобы навсегда отказаться от «прелестей» работы в офисе, необходимо обладать определенной долей храбрости. У нашего героя эта храбрость определенно присутствует. Фриланс Владимир Дубовой практикует более двух лет.
Владимир – юрист по образованию, управленец со стажем, азартный предприниматель и любитель психологической манипуляции. Официально – руководитель и инициатор проекта «Депутат». Проект, кстати, высоконравственный: сберечь грамотную, добротную родную речь – деловую, художественную и неофициальную. Про себя Владимир любит говорить так: «В три года я взялся за карандаш. В пять – срисовывал заголовки из «Комсомольской правды». В шесть писал рассказы. В 1986 году моя грамотность получила отличную оценку на первых же школьных уроках родного языка». Для друзей – фрилансер, а на самом деле все серьезно: индивидуальный предприниматель, зарегистрированный по всем правилам, с расчетным счетом и печатью.
– Офис – зло?
– Еще какое! Но только для эгоистов типа меня: ни тебе в фитнес-клуб сходить после обеда, ни подремать для восстановления сил, ни вообще перевернуть все вверх тормашками и устроить день сна и рабочую ночь. А еще дресс-код, глупые претензии к пятиминутным опозданиям, вреднючие углеводные печенюшки, обязанность улыбаться идиотам и т. д. и т. п. Ужас.
Но многие не считают офис злом. Большинство только тогда выдает хороший результат, когда кто-то за спиной регулярно рычит и лупит их палкой по мягкому месту. В нашей стране это вообще болезнь, как вирус, – работника мотивирует не желание делать свое дело хорошо, а мантра «начальник будет ругать».
– Как выглядел тот переломный момент, когда ты понял, что ты и офис не созданы друг для друга?
– О, это было похоже на просветление! Бдыщ! Однажды я, будучи начальником юридического отдела в строительной фирме, поинтересовался у заглянувшего на огонек дизайнера, где он находит заказчиков. И когда тот рассказал про чудесные возможности интернета, пришло прозрение. Стало ясно, как, наконец, убежать из офиса навсегда. В тот вечер я остался на работе, составил самовосхваляющий текст «опытный автор предлагает свои услуги…» и за три часа разослал его в первые сто рекламных агентств, выданных «Яндексом» по запросу «копирайтинг». Через день у меня был первый заказ и понимание, что дни подневольной офисной работы сочтены.
– Если спросить тебя о достоинствах работы фрилансером, то какие первые пять пунктов приходят в голову первыми?
– Во-первых, я избавлен от проклятия круглодневно слушать дурацкие мелодии на чужих мобилах! Во-вторых, может ли кто-то из офисных работников похвастаться тем, что начальник разрешил ему работать в одних трусах, скинув в жару брюки и рубашку? Всегда считал и считаю, что брюки – зло. В-третьих, восьмичасовой рабочий день, выдуманный буржуинами, безнадежно устарел. Я стараюсь работать в лучшие часы своей собственной активности. Обычно (не падайте в обморок) это где-то с 3–4 часов утра до полудня, а потом – как пойдет. Никакой начальник не имеет права эксплуатировать меня, когда я устал или хочу спать.
В-четвертых, можно менять офисы как хочешь. Полгода назад это была съемная квартира, сегодня – читальный зал местной библиотеки. Wi-Fi и USB-модемы дают полную свободу передвижения. В-пятых, фриланс – единственный способ убежать из задымленного перенаселенного мегаполиса, не проиграв в деньгах. Я потерял лучшие годы, работая в столице, и теперь кайфую в небольшом городке между Питером и Москвой – при необходимости можно за несколько часов прикатить к крупному заказчику и туда и туда. Но возвращаться ни капли не хочется.
– А трудности есть?
– А то! Требуется самодисциплина, самодисциплина и еще раз самодисциплина. Я держал себя в стальном кулаке почти год. Офис – это что-то вроде корсета от сутулости: вроде бы поддерживает форму, но когда его нет, становишься бесхребетной амебой. «Офисному планктону» непросто стать для самого себя начальником и подчиненным одновременно. Приходится ежедневно выбираться из «зоны комфорта»: отказываться от развлечений и общепринятого постоянного российского пьянства, избегать «информационного мусора» типа Твиттера, ЖЖ и новостных сайтов.
– Что, действительно платят так мало, как об этом повсюду говорят?
– Если делаешь свое дело хорошо – заплатят столько, сколько потребуешь. Я сейчас зарабатываю больше, чем платили на последней должности. Здесь есть один секрет: работать по 10–15 часов в сутки, практически не уставая и выдавая отличный результат, можно только тогда, когда занимаешься по-настоящему любимым делом. Почитайте, например, Форда «Моя жизнь и работа». В других случаях выдохнешься моментально и снова поползешь на коленях просить отпущения производственных грехов в какую-нибудь службу кадров.
– Работа на дому разлагает личность?
– Если что и разлагается, так это тяга к работе в офисе. Единственный минус – недостаток живого общения, теряешь болтологические навыки. Конечно, аудиоконференции в скайпе бывают почти ежедневно, но этого маловато. Выкручиваюсь, как могу: читаю небольшие лекции в местном киноклубе, иногда получается урвать преподавательский семестр на факультете социологии, постоянно заговариваю на улице с незнакомыми людьми.
– А возможен ли карьерный рост?
– Ну, юридически, конечно, невозможен – я теперь сам себе верховное божество и Зевс-громовержец, если не считать налоговую инспекцию. А вообще в планах – набор сотрудников (в первое время, естественно, удаленных), образование филиальной сети и вообще выход на международный уровень, благо статус предпринимателя все это позволяет. Какую должность буду занимать, еще не придумал, пока «руководитель проекта» вполне устраивает. И если я когда-нибудь арендую офис, то в нем будет сидеть только сногсшибательная секретарша, юрист и еще два-три человека – для массовки. А остальные будут трудиться по удаленной схеме, к чему сегодня, кстати, рынок творческих профессий идет семимильными шагами. Офисы – зло!
«Офисному планктону» непросто стать для самого себя начальником и подчиненным одновременно.
Мария Долгополова
Опубликовано: 2010-08-12
|