Объект № 98
Ставка на Ставку Верховного Главнокомандующего
Объект № 98 – именно такое название в целях сохранения секретности еще в 1941 г. получило строительство в долине реки Царицы. Прошло почти семьдесят лет, а про него по-прежнему ничего не известно.
В кругу местных диггеров ходят умопомрачительные байки о грузовиках, выезжающих из потайных ходов под «желтым домом», самая известная исследовательница подземелий нашего города рассказывала о танке и самолете, спрятанных здесь. Между тем массу информации о так называемом «бункере Сталина» можно было спокойно получить из совершенно открытых источников. До нас дошли воспоминания более чем десятка известнейших людей, работавших во глубине царицынского откоса, еще живы бывавшие здесь участники Сталинградской битвы. Один из них – подполковник в отставке Гамлет Даллакян – еще в 1988 году обратился в волгоградскую прессу с призывом восстановить штаб Сталинградского фронта в пойме Царицы и штольню в районе нынешнего музея-панорамы. В 1942 г. вместе с бойцами своего взвода он протягивал в эти объекты кабели связи. Рассказывая о восстановлении подобных памятников в других областях России, Гамлет Беглярович с болью в сердце говорит: «А здесь, в центре города-героя, который вошел в историю Великой Отечественной войны как символ нашей победы, эти исторические места завалены, засыпаны землей, стерлись из памяти народа… Они не упоминаются даже в лекциях экскурсоводов, в путеводителях». И действительно, последний раз про эти командные пункты писали путеводители еще 1962 г., а в современных изданиях о памятных местах Волгограда сведения о них исчезли. Несколько лет назад Даллакян подал свой проект на конкурс преобразования долины Царицы, но отклика также не получил. В воздухе витали прожекты типа озера, огромных гостиниц и т. п., а о главном историческом центре в пойме Царицы, могущем принести в казну немалый доход, так и не вспомнили. Попробуйте набрать в Интернете словосочетание «бункер Сталина в Самаре», и вы получите 67 тысяч ссылок. Зарубежные СМИ пишут, что Самара сделала ставку на бункер Сталина, мимо которого не проходит ни один турист. Пытались найти подобные золотоносные объекты и другие поволжские города, но, к сожалению, им не удалось найти схем бункеров и входов.
История создания
объекта
В ноябре 1941 г., когда фашисты находились еще недалеко от Москвы, Государственный Комитет Обороны принял секретное постановление под номером 945 «О строительстве специальных убежищ в гг. Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде». Сюда переехала бы Ставка Верховного Главнокомандования в случае дальнейших поражений наших войск. Ответственность за строительство «семи поволжских бункеров» возложили на члена ГКО Лаврентия Берию. Вскоре в Сталинград прибыли специалисты Московского метростроя. Они и определили место под строительство – напротив ватной фабрики (сейчас кольцо скоростного трамвая) между железнодорожным мостом и Кулыгинским взвозом.
Как устроен бункер
Бывший начальник одного из участков строительства «объекта № 98» Николай Ткаченко приехал в Волгоград в 1974 г. по приглашению местного геолога Николая Самуся. По словам главного геолога ООО «Радиан-С» Н.А. Самуся, вместе с Ткаченко они изучили всю долину Царицы в поисках улицы Ворошиловской, по оси которой располагался КП. Им удалось найти столб с пробитой пулями надписью «ул. Ворошиловская» и высокую трубу, предназначенную для вентиляции подземелья. Эту трубу с толстенными стенками, всю в оспинах от пуль и осколков, при содействии начальника ГУВД Волгоградской области генерал-лейтенанта Александра Кравченко мы обнаружили и сейчас. Уезжая, Ткаченко оставил подробнейшую схему бункера с указанием даже толщины балок свода и ширины дренажных канав. Приоткроем завесу секретности, державшуюся десятилетиями. По постановлению ГКО площадь убежища, выполненного в виде буквы «П», должна была равняться
200 кв. м, но в итоге она достигла
502 кв. м. Длина ходов, судя по источникам, составляет от 125 до 136 м. От вражеских бомб штольни прикрывало 26 метров земли, рассчитанных на взрыв почти двухтонной авиабомбы. Для повышения прочности рамы крепления потолка и стен ставились сплошняком. Внутрь вели два входа со специальными защитно-герметическими дверями, располагавшимися в левом берегу реки Царицы на расстоянии 60 м друг от друга. Ходы имели ширину и высоту в
2,5 м, уходя в глубь откоса на 80 м и уже там соединяясь коридором. В коридор выходили двери четырех рабочих помещений штаба и технической комнаты, а в его конце размещались туалеты.
Объект имел свою аварийную электростанцию и насосную станцию, фильтровентиляционную систему, калорифер, осветительную аппаратуру и пункт связи. Его подпитка энергией шла от теплоподстанций Народного сада и ватной фабрики. Над одной из штолен в доме № 4 по улице Ворошиловской располагалась двухэтажная каменная школа, в которой, вероятно, жили строители подземелий. Отсюда вниз шел кабель связи, труба водопровода и, возможно, запасной выход. Имелся и другой запасной вход в штольню с улицы Краснознаменской, в конце которой стоял еще один двухэтажный кирпичный дом.
Начштаба 62-й армии Н.И. Крылов писал в своих воспоминаниях: «Царицынское подземелье» представляло собой вместительный, разделенный на отсеки бетонный туннель с обшитыми тесами стенами. Туннель имел два выхода: нижний – в долину Царицы и верхний – в город, почти прямо к зданию Театра музыкальной комедии на Пушкинской улице. От него к нам перешел и «адрес». В оперсводках и журнале боевых действий местонахождение армейского командного пункта стало обозначаться совсем по городскому: Пушкинская, 3». Будучи не местным, Крылов перепутал названия – Сталинградский театр музыкальной комедии стоял на том же месте, что и теперь, а выход из КП был недалеко от Театра драмы им. Горького. Строительство объекта обошлось казне в 2 миллиона 191 тысячу рублей.
Сталинский стиль
В своих воспоминаниях Никита Хрущев, работавший в этом бункере, подчеркнул: «Думаю, что этот командный пункт готовился для какого-то другого штаба, не фронтового, а более высокого. Уж слишком там было все сделано на манер сталинских вкусов: фанерой облицованы стены (все дачи Сталина облицовывались дубовой фанерой, и там было сделано так же), устроен длинный коридор, а от коридора в глубь горы проведены штольни. Все выполнено было очень хорошо. Был оборудован даже туалет. Военные в полевых условиях не могли и думать об этом. Но я никогда не слышал разговоров ни до того, ни тем более позднее, для каких целей и для кого готовился этот командный пункт. Напротив входа в подземелье располагалась старая ватная фабрика, метрах в 100–150 от него. Вход защищали от взрывной волны преграды. Чтобы не выбило дверей, были устроены надолбы, довольно толстые и крепкие». О том же самом упоминает и архитектор Евгения Жорова, ходившая по подземельям в 1944 г.: «...оказались в огромном зале и коридоре с небольшими кабинетами, где еще оставались мебель и оборудование. В одном из кабинетов поразил нас огромных размеров рабочий стол с лампой и зеленым сукном…».
В Самарском бункере подобный стол зеленого сукна показывают туристам и в наши дни. Достоверно известно, что сам Сталин здесь не бывал, но эти стены видели будущих маршалов Г.К. Жукова, А.М. Василевского, А.И. Еременко, наркома танковой промышленности В.А. Малышева, генерала В.И. Чуйкова и других полководцев. Планы сталинградской победы ковались именно здесь, откуда с июля по сентябрь 1942 г. шло управление обороной города, поддерживалась прямая связь с Москвой. 14 сентября сюда переехал с Мамаева кургана Чуйков со штабом 62-й армии.
Связь с катакомбами монастыря
В своей книге Чуйков упомянул о выходе из КП на улицу Пушкинскую. В Царицыне на Пушкинской жила купчиха Тараканова – верная сподвижница известного иеромонаха Илиодора Труфанова. Подземелья Свято-Духова монастыря, вырытые по приказу Илиодора, по данным старых газет, имели выходы в пойму Царицы, к Волге и в Галичий овраг. Работая над этой темой, я изучил фонды петербургских, московских и саратовских архивов и нашел пару дел о «проекте, смете, пояснительной записке и расчетах… на устройство усыпальницы под храмом Свято-Духовского подворья в гор. Царицыне». Но ни одной из схем четырехэтажных илиодоровских подземелий найти не удалось, несмотря даже на то, что были известны номера фондов их хранения. Судя по всему, перед началом работ по возведению сталинского бункера их изъяли органы НКВД.
Скорее всего, сталинский бункер, скрытый несколькими метрами песка, преподнесет нам еще немало тайн и загадок.
Пресс-секретарь
Волгоградской епархии
Сергей Иванов
«Царицынское подземелье» представляло собой
вместительный, разделенный на отсеки бетонный туннель
с обшитыми тесом стенами.
Туннель имел два выхода: нижний – в долину Царицы
и верхний – в город, почти
прямо к зданию Театра
музыкальной комедии
на Пушкинской улице.
Опубликовано: 2010-08-12
|