Дети должны сидеть дома
Ночь. Улица. Фонарь. Нет, не угадали! Не аптека. А кафе-шашлычная, что на остановке «39-я Гвардейская». На сиреневом парапете, что огораживает кафе, весело прихлебывают пиво, закусывая его сухариками и чипсами, четверо веселых и вполне обыкновенных подростков. Судя по репликам и обращениям друг к другу, это Темыч, Данила, Ксюша и Максик. На вид им явно нет 16 лет. Максик вообще выглядит как пятиклассник. Судя по разговору, он брат Ксюши. Подхожу.
– Ребят, вы слышали что-нибудь о «детском комендантском часе»? На вид вам явно нет 16 лет...
Темыч: Это чтобы дома сидеть после десяти вечера? Слышали! Да сейчас дома такая жара, что хоть на стенку лезь. Вот и тянет на свежий воздух... А 16 лет мне через месяц исполнится. Всем остальным... мм... по-разному.
– Ну, и сидели бы тогда хотя бы во дворе. Зачем же напоказ, да еще и с пивом?!
Ксюша: Да оно же безалкогольное! Можете убедиться, гляньте на этикетку! А во дворе мы уже все скамейки обсидели. Скучно! Здесь хоть какое-то движение.
– А если рейд нагрянет? Ваших же родителей оштрафуют как минимум на две тысячи рублей...
Темыч: Да кто нас будет проверять?! Кому мы нужны?! Этот рейд, небось, раз в полгода проводят для «галочки»... И если на то пошло, то сделайте место, куда нам всем можно будет пойти. За ту же цену, что стоит бутылка пива. Или бесплатно!
Ксюша: Мне мама рассказывала, что раньше хоть танцплощадки были. Там молодежь знакомилась, общалась, некоторые пары туда уже с колясками приходили. А сейчас что? Можно только в виртуале знакомиться! А если компа нет? Кстати, мои родители именно на танцплощадке познакомились...
Данила: Еще знакомиться в клубе можно. Но там противно – душно, дымно, музыка какая-то левая... Там поговорить невозможно. Надо либо дергаться, либо пить...
Хищники мутировали, жертвы остались
Комендантский час для несовершеннолетних – тема, которая с начала года волнует в Волгоградской области как самих детей, так и их родителей. Закон
№ 2053-ОД «О внесении изменений в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД» – это тот самый «зверский» документ, обсуждавшийся на интернет-форумах, который запрещает теперь детям и подросткам до 16 лет находиться в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих. Закон ограничивает прогулки подростков с 22.00 до шести утра. В противном случае ответственность за это несут либо их родители (штраф колеблется от 500 руб. до 5 тысяч руб.), либо должностные лица питейных заведений, пустивших под свою крышу детей до 16-ти (штраф от 5 до 100 тыс. рублей).
С ранних лет дети слышат от взрослых, что ночная улица с ее темными подворотнями, хулиганами и разбитыми фонарями для детей не место. Естественно, подростки на такую «несправедливость» обижаются: как так, взрослые ущемляют нашу свободу?!
На самом же деле нежелание отпускать вечером своих детей из дому не просто ничем необоснованная родительская прихоть. Срабатывает инстинкт, заложенный в человеке с самого начала его существования – во что бы то ни стало сохранить потомство. Даже неандертальцы в страхе за жизнь ребенка не могли позволить себе выпустить его из пещеры ночью. Ведь поблизости обитали вечно голодные хищники... Увы, к нашим дням волки, львы, гиены сильно мутировали, превратившись в хищников двуногих, поэтому проблема осталась: детям по-прежнему опасно находиться поздним вечером на улице.
И хоть, как рассказала нам заместитель начальника отдела ОМОД МОБ ГУВД по Волгоградской области Светлана Попкова, количество преступлений, которые совершают подростки, в регионе по сравнению с 2005 годом явно пошло на убыль, все-таки опасности ночной улицы существуют.
Да и статистика, если проанализировать, утешает лишь отчасти. Действительно, если в 2005 году у нас было зарегистрировано 2270 преступлений, совершенных несовершеннолетними, то в 2007 году – 1842, а в 2009 году – 1502. В первом полугодии текущего года эта цифра упала до 610 по сравнению с 799 преступлениями «от несовершеннолетних» прошлого года. Но вряд ли хоть кто-то хотел бы оказаться в ряду даже тех 610 жертв, против которых были совершены всевозможные хулиганства, грабежи и, как ни печально, убийства. Причем большая часть этих жертв – все те же подростки.
171 против 192
Чтобы «картинка» по поводу соблюдения-несоблюдения детского комендантского часа стала четкой, в конце июля сотрудники ГУВД провели на набережной Центрального района рейд «Ночной город».
– С рейдом мы побывали в Городище и в Дзержинском районе Волгограда. В Городище буквально в первые двадцать минут работы мы задержали двух девушек 15 лет, которые гуляли по центральной площади райцентра около 11 часов вечера. Результат – теперь их родители будут выплачивать штраф по 2,5 тыс. рублей. Кстати, обе барышни слышали об этом законе, но никак не ожидали, что его несоблюдение ударит по карману именно их родителей, – рассказала заместитель начальника отдела ОМОД МОБ ГУВД по Волгоградской области Светлана Попкова.
– А еще «жертвы» были?
– Как ни удивительно, но в том рейде, где участвовали лично мы, нет. Кроме питейных заведений Городища, мы побывали в кафе «Кавказская пленница» в Дзержинском районе, в летнем кафе в районе Землячки. Но рейд проводила не только наша структура! Всего в «Ночном городе» приняли в тот день участие 890 человек: представители милиции, прокуратуры, комитетов по делам семьи, комиссий по делам несовершеннолетних. В результате на законных представителей детей был составлен 171 протокол (как раз именно за то, что дети до 16 находились на улице после 22 часов) и на развлекательные учреждения, которые допустили в свои стены подростков до 16 лет, 192 протокола.
Как отмечают специалисты, причина, из-за которой дети отказываются проводить вечера в домашнем уюте, одна – в иных семьях его попросту нет. «В областном центре достаточно неблагополучных семей, где взрослые не хотят заботиться о безопасности своих детей или уже не могут этого делать, и именно дети таких родителей часто попадают в беду, – рассказала инспектор по делам несовершеннолетних Марина Столярова. – Например, в ходе минувшего рейда была выявлена такая неблагополучная семья в Красноармейском районе: пока мама, которой едва исполнилось 23 года, находясь в глубоком алкогольном опьянении, спала, ее четверо детей от года до пяти лет находились в двенадцатом часу ночи на улице. Мама так и не проснулась... Страшно подумать, что могло бы случиться с ребятишками, если бы не сердобольные соседи, опекавшие их...»
В 2009 году было зарегистрировано 1502 преступления, совершенных несовершеннолетними.
В первом полугодии текущего года подростки 610 раз преступали закон.
Глас народа
Интересно, что думают о введении «комендантского часа» сами подростки, их родители и те, кто принимал этот закон
в нашем регионе.
Председатель Молодежного парламента Волгоградской области Иван Евдокимов:
– Считаю правомерными замечания волгоградцев о том, что надо обеспечивать также занятость подростков. При помощи новых спортивных секций, клубов по интересам, путем создания новых рабочих мест... Но закон о детском комендантском часе был принят лишь как эффективный шаг, который призван оградить подростка от безнадзорного пребывания на улице. Следующий шаг – это, конечно, обеспечение его занятости...
Хотя, с другой стороны, допустим, создание новых рабочих мест или мест для подработки подростков может обернуться и другой проблемой: например, заработав энную сумму денег, молодой человек не пойдет покупать на нее книги или диски, а спустит где-нибудь в питейном заведении. Также закон был принят как инструмент, позволяющий привлечь внимание общества к проблеме. Не только силовых и административных структур, а всего общества. Потому что если компания подростков пятнадцати лет пьет пиво на том же «квадрате» в районе полуночи, это со временем может горько аукнуться всем нам...
Эльвира Калмыкова, референт отдела информации и общественных связей ГУВД по Волгоградской области:
– Совершенно согласна с законом. Да вы на статистику гляньте! За период действия закона за безнадзорное нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в общественных местах в ночное время были выписаны протоколы в 2009 году на 357 родителей, а за шесть месяцев текущего года – уже на 385. И пусть лучше эта малая мера – штраф – насторожит родителей и убережет их детей, чем потом вместе они будут расхлебывать какие-нибудь другие более страшные последствия.
Анастасия Гамолина, МОУ СОШ № 35, г. Волжский:
– Считаю, что этот закон – бред! У каждого своя голова на плечах, каждый решает сам за себя, что ему делать, когда и с кем. И никого не застрахуешь ни от употребления алкоголя, ни наркотиков! Можно предупредить, предостеречь, но запретить, если челочек хочет этого, никогда! На мой взгляд, алкоголь и прочий деструктив – это выбор конкретного человека.
Юлия Якубова, студентка 2-го курса экономического факультета ВГСХА:
– Абсолютно «за»! Этот закон – инструмент, чтобы хотя бы затормозить развитие детской преступности. Последняя зачастую является последствием именно опьянения. По ночам стало опасно ходить, и чаще всего из-за нападения подростков.
Максим Конев, режиссер студии выпуска «Дорожное радио-Волгоград»:
– Положительный момент в том, что хоть какие-то меры предпринимаются властями, чтобы оградить подростков от негативного влияния «ночного города». Ну, а остальное – все отрицательное. Что будет на практике? Поборы с заведений, так как вряд ли каждое из них будет заниматься отслеживанием возрастного ценза посетителей. Опять-таки эти деньги пойдут не в бюджет, а рассосутся взяточным черным налом по карманам. Кроме того, эта мера – капля в море проблем, связанных с подрастающим поколением. Еще посмотрим, что нам принесет нынешний сентябрь! Не удивлюсь, если особо ретивые директора начнут вводить плату за уроки...
Людмила Крайнова, воспитатель детского сада № 124:
– Считаю, что вводить комендантский час надо, избирательно подходя к каждому подростку, оказавшемуся в позднее время на улице. Не все несовершеннолетние пьют, курят и хулиганят! Например, моему сыну Матвею 15 лет. Он встречается с девушкой, ровесницей, которую я хорошо знаю, они учились вместе. Я знаю, что ребята не проводят время в сомнительных компаниях за сомнительными занятиями. Они с таким нетерпением ждали летних каникул, чтобы чаще видеться! Но как же будут проходить их свидания, если после 22 часов им запрещено показываться на улице?! Возможно, надо сделать скидку на летнее время – отпускать детей на улицу хотя бы до 23 часов?
Кристина Нестерова, студентка ВГМУ:
– Положительно отношусь к комендантскому часу! Надо еще, как в Америке, помимо штрафа, который все равно придется платить родителям, ввести дополнительное наказание уже конкретно для «ребеночка»: например, сажать его на два часа, а то и на день, за решетку. И присылать родителям на работу и на адрес школы, где учится «детка», выговоры. Если школа достойная, то там будут подобные «прецеденты» отслеживать и считать. А значит, такому неблагона-дежному «ребеночку» домашние аресты обеспечены...
От редакции
Получается, что наша общественность практически единогласно поддерживает комендантский час. Откуда тогда подростки на ночных улицах? Что, все 363 протокола составлены в отношении «неблагополучных» родителей? Да ничего подобного.
Откуда у неблагополучных деньги на кафе?
Двор дома по улице Кузнецкой, 34, что в Ворошиловском районе. После 22 часов он превращается в центр пьяного досуга для несовершеннолетней молодежи, которой после несчитанного количества пива и море, и тишина, и право на спокойный отдых окружающих – по колено. Ежедневно дворники выгребают из урн и кустов десятки пивных бутылок и окурков. И так не только на Дар-горе. Ангарский, Красноармейский, Красный Октябрь – везде одно и то же. Закон принят. Действий – никаких. На часах 23.15. По той же Кузнецкой мимо орущего под басы автомагнитолы молодняка проезжает милиция. Бело-голубая машина даже не притормаживает. Зачем на уровне законов принимаются правила игры, которые не соблюдают ни органы правопорядка, ни родители? Подростки трактуют это двуличие в свою пользу и вступают во взрослую жизнь с четким пониманием того, что если нельзя, но очень хочется, то можно. Какая разница – ведь всем на-пле-вать.
Председатель Молодежного парламента Иван Евдокимов не квасит у подъездов и по пьяной лавочке не задирает прохожих. Внимательно прочитайте его стройную, размеренную речь. Не каждый аппаратчик со стажем сможет исполнить такое: «Считаю правомерными замечания волгоградцев», «...закон был принят лишь как эффективный шаг, который призван оградить подростка от безнадзорного пребывания на улице». И венец выступления: «Закон был принят как инструмент, позволяющий привлечь внимание общества к проблеме. Не только силовых и административных структур, а всего общества». Знаете, что страшно? Даже не то, что молодой парень изъясняется на языке, понятном лишь узкому кругу «слуг народа». Бог с ним, это его жизнь. Страшно то, что в этих словах представителя молодежи сквозит лишь созерцательная жизненная позиция. То есть он просто отстраненно констатирует факты.
Иван, ТЫ ЛИЧНО часть общества? Так вот что ты и твои товарищи-парламентарии сделали, чтобы «оградить подростка от безнадзорного пребывания на улице»? Этот же вопрос адресуем милиции, спокойно наблюдающей за пьяными подростками. Этот же вопрос продавцам магазинов и супермаркетов, отпускающих детям пиво и коктейли, будь они неладны. Этот же вопрос родителям, сначала закрывающим глаза на маленькие нарушения закона, а потом ужасающимся жестким приговорам суда за нарушения большие.
Этот же вопрос мы задаем всем читателям.
Начало разговору положено. Давайте обсудим эту тему вместе. Не затягивая и не отбояриваясь дежурными фразами.
Если ты попал...
Случаи, когда права нарушаются теми, кто по идее призван их охранять, всегда воспринимаются как шок.
В Красноармейском районе Волгограда произошел такой инцидент. Около 19 часов некто Геннадий тихо-мирно возвращался с работы домой. Он уже поравнялся со своим домом, когда на горизонте показались идущие ему навстречу сотрудники ППС и два казака-ДНД-шника.
События развивались так: милиционеры остановили мужчину и, обменявшись с ним парой слов, повели его в обратном направлении. Но все это видели две женщины, которые стояли у дома, обе адвокаты по профессии (одна из них живет по соседству с Геннадием и лично знакома с ним и его женой-инвалидом). Свидетельницы решили вмешаться и отправились вслед за патрулем. Им было дано такое объяснение: задержанный появился на улице в состоянии алкогольного опьянения, что соответствует статье 20.21 КоАП.
Но по закону, чтобы человека привлекли к ответственности по этой статье, он должен появиться в общественном месте не просто в состоянии опьянения, а в оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (к примеру, непристойная жестикуляция, грязная одежда, вызывающая брезгливость и отвращение, утрата чувства стыда, нарушение координации движения или полная беспомощность при бесчувственном состоянии). Для привлечения к ответственности мужчины оснований не было, что свидетельницы и попытались объяснить милиции.
Но реакции на это не последовало, и вся группа людей продолжила свой путь в опорный пункт для составления административного протокола.
Там задержанного посадили в обезьянник. На обращение одной из адвокатов к казаку: «Что же вы, мужчины, молчите? Ведь выпить позволяют себе едва ли не все!» последовала неприкрытая угроза: «Мы вам сейчас вообще руки заломим и положим на нары» и даже «Работать вы больше не будете». Женщины не позволили себе опуститься до подобного уровня общения...
Составляя протокол, за свидетелей ситуации посчитали только казаков, а вот дам-адвокатов записать отказались. Одна из юристов порекомендовала задержанному прочитать документ перед тем, как подписать, тогда обеих женщин попросили удалиться. Как только те вышли из кабинета, дверь заперли на ключ, оттуда зазвучали резкие, грубые голоса...
Послесловие к этой истории такое: после опорного пункта Геннадий был вынужден вместе с милицией отправиться в наркологию. И только после этого мужчина наконец оказался дома, с семьей. На следующий день состоялся суд, на котором героя истории оправдали. Судья пояснил, что в действиях мужчины действительно не было ничего, что могло повлечь за собой какое-либо наказание.
Теперь уже юристы вместе с Геннадием собираются подавать в суд на правоохранителей. Хочется верить, что справедливость наконец восторжествует.
Прокурор Красноармейского района
А. С. Маликов рассказал, как следует
вести себя в подобных ситуациях:
– Отвечать на грубость грубостью не стоит, так же как и оказывать сопротивление сотрудникам милиции, то есть на рожон лезть не нужно. Если с их действиями вы не согласны, постарайтесь донести это представителям правоохранительных органов в вежливой устной форме. Обязательно нужно проинформировать милиционеров, что вы будете подавать жалобу в вышестоящие инстанции. Это я и советую сделать. Обратиться с жалобой следует либо в УВД, либо в прокуратуру вашего района.
Наталья Полякова, Мария Забарина
Опубликовано: 2010-08-05
|