Проезд
или тупик?
В Молодежном театре премьера. Алексей Серов, поставивший на пару с питерским режиссером Сергеем Щипициным спектакль «GagarinWay», как всегда, старается идти в ногу с современными веяниями. Одноименная пьеса шотландского экс-мойщика посуды Грегори Берка почти десятилетие бурно обсуждается театральным миром, собрав изрядный букет наград.
Спектакль получился камерным. И вовсе не оттого, что все действие происходит в складском помещении, больше напоминающем каземат. Это сходство акцентирует режиссер, поместив на первый план лязгающую решетку, служащую некоей отсечкой для выведения персонажа с его монологом на первый план. Но камерность большинства спектаклей в театре Серова обусловлена скорее недостатком места в перманентно ремонтирующемся здании на Аллее Героев. А возможно, и пристрастием руководителя к подобной форме постановок. Надо признать, в большинстве случаев данный прием оправдан.
Совсем неплохой спектакль получился и сейчас. История двух парней, решившихся покуситься на самое святое – человеческую жизнь, рассказана деловито, без излишних «соплей», и оттого становится еще страшнее. Владимир Захаров, Андрей Тушев, Артем Трудов и Гозий Махмудов (в этой роли занят и Игорь Мишин) ведут свои партии ярко, находя для героев индивидуальные краски и при этом не выпадая из ансамбля. Целеустремленный Эдди Захарова в меру мачо, в меру психолог. Он не ведает сомнений, не знает отклонений от курса, как самонаводящаяся ракета. Только вот цель за высокими словами и ликом Че Гевары кроется весьма прозаичная. Гарри в исполнении Тушева, с виду простецкий и недалекий, влеком гораздо более пафосной задачей. Хотя за вычурным фасадом – все та же обычная неудовлетворенность своим прозябанием. Охранник Том, нелепое рефлексирующее существо, тут «ответственный за юмор». Трудов с этой задачей справляется. Вообще чувствуется крепкая режиссерская рука, вовсю работает небогатый реквизит, выразительно используется свет.
Но, да простит читатель, мне этого мало. Как факт культуры эту постановку я готов признать, а чтобы она в моих глазах стала фактом искусства, мне, такому-сякому, надо, чтобы я, да и любой зритель, хоть толику малую изменился после просмотра. Катарсис не катарсис, а на мир посмотреть чуть-чуть другими глазами. А для этого должен измениться хоть кто-то из героев. Вот здесь, сейчас, перед нами в представленных обстоятельствах. Ведь для чего-то эти обстоятельства автору понадобились? Иначе чем они отличаются от обычной жизни, текущей мимо нас изо дня в день?
Но нет этого. Эдди как пришел с одной целью, так и покинул нас, спокойно ее достигнув. Гарри утерся и, получив на свой вопрос «что же теперь делать?» конкретные указания, принял их как данность. И Том остался все той же повизгивающей морской свинкой – ни смирения, ни протеста. Да, изменился Фрэнк. Но подобные изменения рано или поздно происходят со всеми: людям свойственно умирать. Естественный вопрос: что нам показали, кроме промежуточной лекции о Жане Жене и Жан-Поль Сартре? Рождение очередного маньяка? Тогда уж интереснее была бы история его детства и юности, чтобы проследить, из каких пор выползает этот смердящий газ...
На Западе подобные пьесы становятся привычными. Мне, простите, ближе иной способ художественного выражения. Пусть это будет не «зеркало русской революции», у которого или Каренина под поезд бросится, или раскаявшийся Нехлюдов в Сибирь пойдет, но уж хоть что-то должно за время действия в героях измениться! Что ж, станет ли «Проезд Гагарина» на волгоградской сцене широкой автострадой или превратится в тупик, судить только зрителю. А для этого надо хотя бы посмотреть спектакль.
«Gagarin Way» –
это точный, смешной
и страшный портрет эпохи, в которой
утратившее идеологию насилие ищет
выхода в новых доморощенных идеях.
Валерий Белянский
Опубликовано: 2010-07-29
|