Последние специалисты
Целых пять лет радости! Или десять семестров счастья. Все это время мы ходили с гордым именем «студент». А в самом конце все экзамены сданы и последняя преддипломная практика пройдена. Остается последнее испытание – дипломный проект. Проверка студента на прочность или рывок к первой ступеньке своей карьеры. Не всегда эти два понятия идут рядом.
Студенчество – это бег по пересеченной местности с препятствиями в виде ненавистной всем сессии и вытекающих из нее барьеров наподобие зачетов и экзаменов. И все бы хорошо: учась на пятом курсе, мы уже все повидавшие и матерые студенты...
Но не тут-то было. Перед студентами, которые рвутся в бой за свободу, возникает из ниоткуда последний противник. Это его дипломная работа. Весь интерес в том, что дипломная работа не возникает из пустого места. Студенты сами ее пишут и сами же с ней воюют. Почему вдруг воюют, спросите вы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к европейским студентам, с которых под копирку и у нас активно внедряется система «бакалавр – магистр» вместо специалистов. Можно посмотреть, как одна и та же структура для обучения в высших учебных заведениях работает в Европе и у нас, в России. Обе системы похожи, но можно найти отличия. Как раз на примере защиты дипломных проектов.
К примеру, в европейских странах студент, прикрепленный к фирме, имеет научного руководителя, хотя главным экзаменатором и куратором остается профессор, на чьей кафедре пишется дипломная работа. Научный руководитель занимается проектом, для которого студент делает свою работу, помогает в технических вопросах, подсказывает решения. За время этой работы учащиеся набираются полезного опыта в своей области деятельности и ко всему прочему еще получают зарплату. Конечно, есть и такие фирмы, которые хотят себе бесплатного студента-работника, но обычно в таком случае студенты предпочитают выполнять дипломную работу в университете на кафедре. В среднем на такой преддипломной работе студенты могут зарабатывать от 500 до 800 евро в месяц, в зависимости от размера фирмы и города, в котором находится то или иное предприятие.
Мой друг по переписке Георгий Ефимов, с 1996 года живущий в Германии, где окончил гимназию и получил высшее образование в университете города Саарбрюкен (Saarbr cken) на факультете мехатроники, говорит нам:
– Плюсы написания дипломной работы на предприятии заключаются не только в заработке неплохих для студента денег и наборе опыта работы в индустрии, но и в том, что если дипломная работа выполнена хорошо, вас могут взять на работу сразу после окончания университета. А если не возьмут, то в ваших резюме будет написано, что у вас уже есть опыт работы в индустрии. В общем, этих самых плюсов очень много.
Все довольно похоже, да и система такая же. Разница видна только в обратной связи отношений «студент – предприятие». Нашим студентам довольно тяжело прийти в фирму и быть в ней встреченным с распростертыми объятиями. Проблема эта корнями «растем» из нехватки необходимых документов на предприятии, без которых студенту невозможно выполнять дипломный проект. Кто-то когда-то потерял чертежи с генеральным планом предприятия, а еще десятки лет назад и вовсе мистическим образом пропала половина технической документации фирмы, без которых студенту никак не обойтись в своей работе. А нововведения, произведенные в помещениях, проводились вручную и без планов проектов. Модернизация есть, но она уже не соответствует документации, имеющейся на предприятии. Очень распространенный пример.
А еще бывает так, что на предприятии нет свободных рук и умов и заниматься со студентом по большому счету и некому. Учащимся приходится пробивать себе место чуть ли не лбом или, если повезет, по большому знакомству...
Вот что думает об этом Колобов Иван, закончивший Волгоградскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»:
– Грустно еще и то, что дипломный проект, создаваемый на базе той или иной фирмы, скорее всего, так и не оживет. Студенты трудились над своей работой с полным осознанием того, что они делают ее только для себя и ни для кого больше.
Но наш среднестатистический студент в конечном счете прошибает все преграды и все равно добивается своего. В этом плюс! Умение отстоять свою позицию во что бы то ни стало. А ведь есть и такие фирмы, которые так же активно работают с молодыми будущими специалистами, помогают им с трудоустройством и после получения образования, берут под свое крыло. Студент там уже работал, его знают и ему доверяют. Небольшое количество, но все-таки есть. Важно помнить, что студент – это перспектива, он – будущее. Именно мы, сегодня защищающие диплом, будем занимать высокие посты в будущем. Структура взаимодействия развивается, и это очень радует. Георгий отвечает нам по этому вопросу со своей точки зрения и приобретенного опыта:
– Мой дипломный проект выглядел так: теория, расчеты, конструкция, производство прототипа, измерения на живом устройстве, итоги. Моя задача завершилась прототипом, то есть проект был воплощен в жизнь. В итоге все пошло гораздо дальше, чем просто расчеты и теория.
Как ни странно, но в европейских учебных заведениях ведутся те же споры, что и у наших студентов, по поводу перехода на новую систему обучения. Георгий и его однокурсники были последними, кто получал диплом специалиста. В последующие годы студенты уже получали бакалавра (через 3 года обучения) и магистра (плюс еще два года). То есть это получается общий срок в 5 лет (или 10 семестров полного обучения).
– До диплома у нас еще был «Vordiplom» (после первых 4 семестров), но с ним ты был никто. А сейчас все немного странно: раньше 2 года и никто, а теперь 3 года и бакалавр. Разница в один год делает из тебя официального полуинженера? А раньше промежуточной стадии не было – или «от звонка и до звонка», или, считай, не инженер, – делится своими переживаниями Георгий.
Страны разные, а разговоры все равно об одном и том же. Но все-таки высшее образование – это трамплин в плодотворное будущее. Именно на нас будет держаться будущее, и поэтому мы должны быть достойными своей профессии людьми в настоящем.
Михаил Мухаметов
Опубликовано: 2010-07-29
|