В ожидании (не) смертного приговора
В последних числах июля коридоры волгоградских университетов пустынны. Школьники со своими многострадальными ЕГЭ «отстрелялись» еще в июне, в июле же им только и дел было, что сертификаты ЕГЭ и аттестат размножить и выбрать те самые пять вузов, куда стоит эти копии отнести. Мандражируют будущие студенты за стенами университетов...
О пользе и вреде ЕГЭ ежедневно можно устраивать такие холивары, каких свет не видывал. Мы этим путем не пойдем и будем работать с тем, что есть. А есть у нас система: сдаешь ЕГЭ, потом, при желании, подаешь на апелляцию и выбираешь вузы, куда пойдут копии документов. И ждешь приговора. Для кого-то практически смертного...
Абитуриентка Оля, спускаясь с горы, на которой расположился ВолГУ, радостно машет сумочкой: только что сдала творческий экзамен, и как ей кажется – успешно. Журналистика – одна из немногих специальностей, где требуется пройти дополнительное испытание в самом вузе. Оля говорит, что на творческом экзамене все было честно: «Сумки, телефоны – все заставили сдать. Это вам не школьный ЕГЭ – там свободно можно было телефонами и шпорами пользоваться и в аудитории, и в туалете». Свои шансы на поступление Оля оценивает высоко, а вот у ее одноклассников настроение пессимистичнее: «Конкурс-то огромный везде. Вон те, кто идут на физику, счастливы и уверены, что поступят. А остальные в напряженном ожидании. И надо сказать, что не особо они рады, что все честно...».
Если с помощью взятки не пробиться, а баллы по ЕГЭ не так высоки, как хотелось бы, то есть еще один способ расшатать свои нервы – подать на апелляцию.
Даешь откат!
Апелляция – дело скользкое. На такое решаются либо уверенные в себе, либо отчаявшиеся. Вика, подавшая документы одновременно в ВГПУ и в ВолГУ, решила подать на апелляцию ввиду ничтожного количества баллов. Уверенность тому причина или отчаяние? О том дне Вика рассказывает спокойно: «Сама процедура была не столь утомительной, как ее ожидание. График приема сбился окончательно, и нас приняли только через два часа, после назначенного срока. Что бы ни говорили о людях, сидящих в апелляционных комиссиях, мне попалась добрая женщина, которая меня не запугивала, а, наоборот, кажется, была бы рада добавить мне баллы, но увы...»
А вот Ира, которая нацелилась на иностранные факультеты тех же вузов, подавала на апелляцию по английскому языку, и тот день иначе как с дрожью не вспоминает: «Сотрудница, рассматривавшая мое заявление, просто слова не давала вставить! Она наседала, требуя признать, что здесь допущена ошибка, хотя я точно была уверена, что все сделано верно. Сложно что-то доказывать, когда тебя убеждает в обратном взрослый человек... Однако один балл мне выбить все-таки удалось. Проблема заключается в том, что письменные задания, где нужно дать развернутый ответ, проверяются по ответам, которые были заранее приготовлены. То есть если у тебя немного по-другому сформулирована проблема, немного не так сделан пример, то балл могут и не дать. И это уже не зависит от комиссии, так как все рассмотренные апелляции идут в Москву, где их просматривают повторно. Так что выбить один балл – это очень сложно.
Баллы – деньги
А вот один пугливый мальчонка, который отказался назвать свое имя, в коридорах политеха шепотом поведал о том, что ЕГЭ тоже можно купить. Правда, сам он не покупал, да и узнал об этом случайно: «Моей приятельнице один человек после ЕГЭ по русскому языку предлагал купить баллы. Перейти порог, если не ошибаюсь, стоило 5 тысяч... А про остальные расценки, честно, не помню... Не сильно меня это интересует. Кажется, 80 баллов по предмету стоило 20 тысяч. Нет, это был не учитель! Просто подошел какой-то дядечка и предложил купить результаты ЕГЭ. Кто он такой, не знал никто. Да после этого его и не видели».
Вниз по карьерной лестнице
Еще в начале июня начальник 3-го отдела оперативно-розыскного бюро (ОРБ-3 по борьбе с коррупцией) департамента экономической безопасности МВД России Александр Бланков заявил, что коррупция в системе российского образования перемещается из приемных комиссий вузов в школы. «Если делать прогноз, то, на наш взгляд, коррупция перемещается из вузов в общеобразовательные учреждения, где сейчас сдают ЕГЭ, и при сдаче возможны фальсификации. В 2009 году число выявленных фактов коррупции увеличилось в два раза по сравнению с 2008 годом. На 2010 год прогноз по росту или снижению таких преступлений делать рано».
Так это или нет, вузы смогут понять только после того, как начнут учить тех, кого приняли под свое крыло. Система ЕГЭ с каждым годом крепчает, скоро обходные пути станут надежными. Комитет по образованию Волгограда сообщает: сдача ЕГЭ по основному предмету прошла без нарушений...
Мария Долгополова
Опубликовано: 2010-07-29
|