Как воевали школы
Во время Сталинградской битвы образование школьников не прекратилось. Хотя школы были частично отданы под госпитали, а частично разрушены, образование детей продолжалось, часто на квартирах учителей.
Война внесла коррективы не только в место занятий, но и в их направленность. В связи с войной сокращены часы на основные школьные предметы: у младшеклассников убрали рисование и пение, а время, отведенное на повторение материала, уменьшилось с 20 до 10 часов. В старших классах много времени отводилось на военную подготовку. Весенние каникулы отменялись, зато для старшеклассников вводили новый предмет – изучение тракторов. Таким образом, подготавливался весенний сбор урожая. Впоследствии на уроках ввели изучение комбайна, прицепных орудий, основ агротехники.
Уроки были пересмотрены с точки зрения их практической ценности. Была введена новая тема «Советское государство в условиях Великой Отечественной войны против гитлеровской Германии». На нем изучали военные задачи, стоявшие перед Советским Союзом. Оставшиеся на оккупированных же территориях люди являлись бесправными. На уроках географии изучалось влияние местности и погоды на боеспособность войск.
Учиться во время войны мог не каждый. Кто-то уезжал с родителями в другие регионы, кто-то уходил на производство заменить отцов и братьев, кто-то болел, а у кого-то просто не имелось возможности: не было обуви и одежды.
Одной из первых выпускниц открывшихся в военном Сталинграде школ была Галина Антрахова:
«Тогда Красный Октябрь и Баррикады были разными районами, но на всю эту территорию была выстроена одна школа.
Тетради ученики подбирали бог знает как, писали на оберточной бумаге. Десятиклассники, когда уезжали в эвакуацию, захватывали с собой тетради и учебники, потому что понимали, что придется возвращаться. Впрочем, никто не верил в то, что Сталинград отдадут. Даже не из-за названия города. Люди понимали, что потерять его – это слишком дорогая цена.
Учебников не хватало, и мы часто ходили друг к другу в гости. Класс был дружным, все друг другу помогали. Это ведь только считается, что после войны сложно вновь усесться за парты. Если человек решил получить образование, то он однозначно шел учиться. В школу, в техникум, в зависимости от целей и задач.
Старшеклассники были пионервожатыми, вывозили детей за город. От иных районов Сталинграда остались только чистые поля, усеянные минами и неразорвавшимися снарядами. Здесь нельзя было находиться. Детей в пионерлагеря привозили на грузовой машине, ребята с удовольствием ходили на общественные работы. Именно добровольно. Знали, что помогают таким образом оставшимся в городе людям: другим подросткам, женщинам. Это ведь был 1944 год, мужчин в городе не было...
Учителей хватало. Они эвакуировались недалеко, за Волгу, и сразу после войны приехали сюда. Никто не собирался уезжать далеко, оставлять землю, все очень ждали и надеялись на Победу.
Парни в нашем выпуске тоже были. Ребят набирали в армию с 17 лет. С нами учились молоденькие ребята и хромой парень, который мобилизации не подлежал.
А уже с зимы 1944-го в Сталинграде заработали институты, поэтому выпускники могли пойти туда учиться».
Несмотря на все сложности военного времени, на то что школьники вынуждены были становиться на места взрослых, заменять их на заводе, они все равно стремились к учебе. Порой в холодных помещениях, при ужасных условиях. Сильнее всего было желание учиться, и оно помогало пройти через войну. Потому что разруха сражений пройдет. А человек будет двигаться дальше.
Факты и цифры
К началу 1941–1942 учебного года в Сталинградской области функционировала 1851 школа: начальных – 1283, семилетних – 411 и средних – 150, в которых обучалось 232,6 тыс. учащихся, в том числе: в 1–4-х классах 142,3 тыс. человек, в 5–7-х классах – 76,0 тыс. человек и в 8–10-х классах – 14,3 тыс.
В 1941–1942 учебном году учителя и школьники Сталинграда внесли 126 тыс. руб. в фонд обороны, 40 тыс. руб. – на строительство авиаэскадрильи им. Сталинградского комсомола, 100 тыс. руб. – на танки «Таня», «Сталинградский пионер» (по инициативе учащихся школы № 54), 28400 руб. – на танк «Народный учитель»,
77825 руб. – на подарки бойцам.
1943–1944 учебный год в школах Сталинграда был начат своевременно, и к концу полугодия (на 1 января 1944 г.) в городе работали 23 начальные, 10 семилетних и 11 средних школ с количеством учащихся 19539 человек. Почти все школы работали в 2–3 смены при сокращенном до 30–35 минут уроке в холодных помещениях. В Ворошиловском районе в первом полугодии из-за недостатка топлива в крупнейшей школе № 93 месяц не проводили занятия. Школы области в 1943–1944 учебном году посещали 16470 учащихся, а к сентябрю 1944 г. их насчитывалось уже свыше 26000 чел.
Юрий ЛЕПЕХИН, учитель информатики
МОУ СОШ № 78, специалист в вопросе
изучения роли школ в Сталинградской битве:
– Школы начали активно возводиться в предвоенные годы по указанию правительства, в основном это были каменные трех-четырехэтажные здания. Именно они в то время логически стали опорными пунктами, хотя бы потому, что остальные были одноэтажными. Взять, к примеру, Дом профессуры, дом Павлова, которые неоднократно переходили из рук в руки. Здания были очень удобны для сопротивления, в них были открыты школы по обучению сандружин, госпиталей. Школа
№ 35 стала штабом одного из полков 93-й дивизии Смехотворова. Сегодня на школе есть мемориальная доска о штабе одного из полков дивизии. Почти все школы во время войны были разрушены едва ли не до основания. Школа № 5 была жестоко разбомблена, здесь долго шли бои, и красные домики вокруг долго переходили из рук в руки. Школа № 32 на время стала штабом зенитчиц, почти все погибли и похоронены. Вблизи школы № 20 совершил подвиг Михаил Паникаха, школа № 31 была в то время госпиталем.
Летом 1943 года был брошен клич: «Отстроим Сталинград!». Всего за десять дней построили здание 35-й школы. Почему именно тридцать пятой, а не первой или второй? Директор школы Марья Федоровна Слепухина сохранила печати. В основном первыми выпускниками были девушки..
Дарья
Муромцева,
студентка ВолгГТУ:
«Мой дедушка Анатолий Иванович занимался в доме у учительницы. Чтобы занятие началось, каждый ученик приносил с собой щепки. Когда их набиралось достаточно, топили печь, тем самым обогревая комнату. Чтобы печка не простаивала, учительница готовила тыквенную кашу. На занятиях дети писали на серой оберточной бумаге чернильными перьевыми ручками. Впрочем, в основном читали, чтобы экономить. Бабушка же писала на полях газет».
Мария Фролова, студентка ВолГУ:
«Знаю только, что писали на между строчек всяких газет и журналов... И еще я слышала, что немцы скидывали детям с самолетов игрушки-мины. Яркие такие, в виде бабочек, кукол. Чтобы дети поиграли...»
Дмитрий Усков, школьник:
«Дети писали на том, что под руку попадется, недоедали, недосыпали. На улицу было страшно выйти, потому что могло убить снарядом или пулей. Школы были открыты в квартирах, работали на инициативе учителей. Казалось бы, до уроков ли было в то время! Но люди работали, старались...»
Ирина
Сорокина, студентка ВолГУ:
«Я даже не могу сказать ничего по этому поводу... Просто не знаю...»
Елизавета Самышева, студентка ВолГУ:
«Знаю, что во время военных действий ученики собирались в бомбоубежище. Если там были учителя, то они своими силами проводили уроки».
Елена Гладкова, Дина Ускова
Опубликовано: 2010-07-15
|