Она прошла от Сталинграда до Берлина
Виктор Цой, ученик 9 «А» класса, г. Волгоград
Специальный приз областного творческого конкурса «Острое перо»
Мы смотрим в глубину шестидесятилетия, во вчерашний день. Исследуем по крупицам героическое время Сталинградской битвы. Это была битва, в которой наши деды одержали победу над самым сильным, самым жестоким врагом, которого когда-либо знала история.
Я родился в станице Суводской Дубовского района. Первыми поселенцами станицы были казаки, помилованные Екатериной II за участие в пугачевском бунте. По земле Суводской не ступала нога фашиста, но жители станицы тоже внесли свой вклад в победу над гитлеровцами. Имена односельчан, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, знают все суводчане. Ведь они сражались за свою родину, за свою станицу, где остались их родные.
В то лето жизнь в Суводской шла своим чередом. Станичники вставали на заре, умывались колодезной водой, кормили скотину, доили коров и выгоняли их в табун. Взрослые, как обычно, спешили на работу в поля и на фермы. Детвора, захватив удочки, бежала рыбачить на Волгу. Летним утром 1941 года семнадцатилетней Марии снился удивительный сон, будто волжские волны ласкают ей глаза своей нежной голубизной, а теплый ветер гладит волосы. И она, разгоряченная и счастливая, прыгала с камешка на камешек и вдруг, раскинув руки, словно крылья, полетела над землей. Не знала девушка, какой тревогой и растерянностью встретят станичники воскресное утро 22 июня. На всю Суводскую голос из репродуктора вещал: « В четыре часа утра фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз...»
Оборвались школьные каникулы девятиклассницы Марии Мельниковой. В Горнобалыклейской школе, где училась девушка тогда, в сорок первом, старшеклассников стали обучать военному делу. В 1942 году пришла повестка из Балыклейского райвоенкомата и Марии. Вслед за мальчишками-одноклассниками ее отправили на фронт. Как вспоминала Мария Михайловна: «Большого страха не было. Что-то подсказывало, что я вернусь. Все одноклассники, уехавшие со мной, плакали, а у меня хотя бы одна слезинка упала».
Из пункта распределения их отправили учиться в Капустин Яр. Условия были тяжелые, кормили плохо. Поэтому Маша и подруги решили бежать в действующую армию на фронт. Первое, с чем пришлось столкнуться Маше, был госпиталь. За Волгой, в сорока километрах от Сталинграда, в сельской школе, где недавно учились дети, на койках лежали забинтованные, заросшие щетиной солдаты. Маша не в силах была отвести взгляд от этих лиц. Она не ожидала увидеть сразу столько раненых бойцов. Но Марию и ее подругу Чередникову Александру всегда отличала бойкость характера. Подружки не только перевязывали раны, но и старались подбадривать бойцов ласковым словом.
Мария Михайловна вспоминала: «Раненые поступали безостановочно, операции шли одна за другой. По приказу командования у крутого обрыва правого берега Волги была организована передовая группа эвакуации. В ее составе находилась Маша. На Волге лед только остановился. По тонкому льду перевозили раненых, делая за ночь два, а то и три рейса. А когда заканчивалась еда для раненых, морозной ночью шла через Волгу за крупой. Немало жизней спасла Маша в те тяжелые военные дни. Бывало, бомба попадала в землянку, и все больные с медсестрами погибали.
В самые тяжелые минуты боя Мария, став уже старшиной, определила себе: «Я – санитар, жизнь войны – моя жизнь».
После Сталинградской битвы 74-я стрелковая дивизия была отправлена в Капустин Яр. Почти месяц отдыхали и набирались сил солдаты и медсестры. За Сталинградскую битву Мария Михайловна получила награду – медаль «За оборону Сталинграда».
«Мне всегда хотелось представить, как это: война, война и вдруг мир? Вдруг нет войны, – вспоминает Мария Михайловна. – Война шла четыре года. Казалось, нет войне ни конца, ни края. И тогда, когда мы взяли Берлин... Войны заканчиваются по-разному. Эта война кончилась так. Я придремала. Ведь хотя мы и в Берлине, но уже неделю как не воевали... Пришел Митя и разбудил меня:
– Товарищ сержант, вставайте! Война кончилась!
– Как кончилась? – спросила я. – Я не верю!
Для меня она кончилась неожиданно».
8 мая 1945 года наша суводчанка поставила свою роспись на стенах Рейхстага.
В Берлин санитарки ездили на трамвае из города Мейсон, где находилось место их дислокации. Она вспоминает: «Мы сразу стали надевать красивые платья, чтобы не быть убитыми шальной пулей».
Уроки суровой войны Мария Михайловна запомнила навсегда. Как рубец на сердце, отпечатались у нее те далекие дни. После войны она приехала в станицу Суводскую, закончила учебу и стала учителем физики и математики. С детьми Мария Михайловна ладила очень хорошо. Когда было плохо, тяжело на душе, она, как на войне, давала себе команду: «Старшина! Не плачь!» Ее знали и любили все, от мала до велика.
«Сохраняя память о наших предках, мы сохраняем целые миры, а теряя память о них, обедняем не только свою жизнь, но и жизнь будущих поколений». Это высказывание Д.С. Лихачева мне очень нравится. Мы сейчас имеем возможность хорошо учиться, радоваться жизни, мечтать только потому, что наши станичники отстояли Сталинград вместе со всей страной. И мы обязаны быть достойными их памяти, хранить и передавать эти воспоминания другим поколениям.
Сталинград – это больше чем название, больше чем город, даже больше чем память. Вот почему мужчины и женщины каждой страны будут помнить каждого солдата, отдавшего здесь свою жизнь. Наша вечная благодарность не может быть выражена до конца, и наша Мария Михайловна – воин великой армии, ставшей легендой.
Опубликовано: 2010-07-15
|