Город-герой не помнит?
Нас не просто удивило – поразило то, что в городе-герое Волгограде студентов, защищавших свою Родину, никак не увековечили ни в камне, ни даже памятной доской.
Конечно, волгоградские вузы, которые ведут историю с 30-х годов, помнят о своих студентах, из лекционной аудитории шагнувших на передовую. Память о них, например, хранится в музейном комплексе Волгоградского государственного технического университета – до войны СМИ, Сталинградского механического института. Здесь есть уникальные экспонаты: офицерская плащ-накидка Сабурова А. В., ветерана Великой Отечественной войны, который работал помощником ректора, фотографии студентов и сотрудников института, погибших в боях на подступах к Сталинграду, рукописный отчет о работе института в эвакуации...
Не только не прекратил работу, но и продолжал выпускать специалистов Сталинградский медицинский институт (сейчас – Волгоградский государственный медицинский университет). Второй выпуск в то время одного-единственного в вузе лечебного факультета сдавал последние экзамены уже в условиях военных действий, и 235 выпускников в полном составе ушли на фронт. Всего же на фронтах находилось свыше двух тысяч студентов и преподавателей Сталинградского мединститута. С началом войны вуз начал активно перестраивать свою работу, все больше ориентируясь на фронт, выпустив более тысячи человек во время войны. Студенты участвовали и в строительстве оборонных сооружений. На одном из них они написали «Не пройдете! Сталинградский мединститут!».
Нынешний архитектурно-строительный университет (ВолгГАСУ) до войны был закрыт, но судьба вуза оказалась тесно связанной с войной. Ветеран Великой Отечественнйой войны Генрих Головкин, сотрудник музея ВолгГАСУ, рассказал нам:
– Вуз закрыли в 1933 году, так что сказать, что именно из стен нашего вуза студенты уходили на фронт, нельзя. Другое дело, что воевать шла молодежь, а в 1952 году люди возвращались, поступали в вуз и возглавляли кафедры. Одним из таких людей был знаменитый в Волгограде архитектор Малков.
Волгоградский государственный педагогический университет, с начала создания в 1931 году индустриально-педагогический институт, тоже помнит о своих питомцах. В первые же дни войны многие преподаватели и студенты ушли на фронт. Смертью храбрых пали студенты Н. Колебошин, А. Игнатенко, С. Потиев, В. Зайцев, преподаватели В.В. Лухменский, Н.И. Беляев, А.И. Иванченко. Не вернулся Д.М. Основин – «профессор из Сталинграда», ставший национальным героем Чехословакии. Разрушенный в огне Сталинградской битвы институт начал свое возрождение уже в марте 1943 года, сразу же после разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.
ВГСХА (Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия) гордится своим доцентом экономического факультета Борисом Столяровым. Он оборонял Сталинград в составе 16-го железнодорожного полка...
Так почему во всем миллионном городе – студенческом, между прочим, городе! – до сих пор нет памятника Студенту военных лет? Да, есть у нас памятник комсомольцам – читай, молодежи, ведь в то время комсомольцами были все молодые люди, и недавняя история с его разрушением окончилась «подрывом» всем миром его восстановить. Да, под знаменем ВЛКСМ совершались подвиги самоотречения: сколько обгорелых комсомольских билетов хранятся по музеям боевой славы, и это все, что осталось от парня или девушки, которые шли в последний бой, мечтая, что другие, мы с вами, построят великую страну, будут жить, ударно работать, создавать передовую в мире промышленность, покорять космос ...
Но все же, согласитесь, студенты заслуживают особой славы – как лучшие из лучших. Тогда, в 42-м, они могли бы эвакуироваться вместе с вузом, доучиться на специалиста, но просиживать штаны в аудитории им не позволила совесть – патриота, интеллигента...
И если волгоградские комсомольцы 60-х и 70-х в память о погибших ровесниках сами, работая на комсомольских стройках, в стройотрядах, собрали средства на этот памятник, сами поддерживали его в должном состоянии несколько десятилетий, отчисляя взносы в свою организацию, то почему бы нам не последовать их примеру? И вместо правильных дифирамбов, которые легко говорятся и забываются до следующей даты, или конкурсов стихов и плясок (что тоже нужно, но никак не главное) почему бы студентам начала 21-го века не последовать примеру студентов предыдущих выпусков-поколений? И почему бы нам не собрать, отчисляя процент зарплаты в стройотряде или стипендии, средства на памятник Студенту в военной гимнастерке, ведь мы учимся сейчас только потому, что он остался вечно молодым. Учимся за него, за себя, за Родину, за будущее.
Редакция газеты «Молодой»
Опубликовано: 2010-07-15
|