Ну, вот ты и вернулся, братишка…
Волгоградская область, местность у маленькой новгородской деревни Мясной Бор, «Невский пятачок», Синявинские высоты, Ржевский выступ, Вяземские леса – все эти места объединяет одно: огромное количество, исчисляемое десятками и сотнями тысяч незахороненных останков и числящихся без вести пропавшими солдат. По официальным данным, общие потери Советского Союза в Великой Отечественной войне составили 8 668 400 человек. Большая часть из них – 74%! – молодые люди в возрасте до 35 лет.
Безвозвратные людские потери в сражении на Волге составили 154 885 человек. Имена некоторых навсегда вошли в историю. Сколько имен на самом деле должно быть на стягах Пантеона славы Мамаева кургана, если поисковые отряды до сих пор находят медальоны пропавших без вести?
Было бы неправильно думать, что поисковая деятельность начинается с лопаты и заканчивается торжественным захоронением. После того как останки подняты, начинается кропотливая и трудоемкая работа по установлению судьбы и поиска родственников. Результаты этого поиска порой оказываются непредсказуемыми, но всегда долгожданными и радостными для родственников.
Накануне памятной даты, когда мы вспоминаем один из трагических дней нашей истории – начало Сталинградской битвы 17 июля 1942 г., в государственное учреждение «Волгоградский областной центр по патриотической и поисковой работе» обратился директор Военно-исторического музея Псковской области Гринчук Петр Михайлович. Он сообщил информацию о Бунине Николае Федоровиче, уроженце Ленинского района Волгоградской области, погибшем в 1944 г. при освобождении Псковской области.
В конце июня 2010 г. группой «Поиск» были обнаружены останки одиннадцати военнослужащих Красной Армии, выброшенные «черными копателями» из колодца, в который они были сброшены немцами после боя вместе с личными вещами и оружием. В массе разбросанных останков по медали «За боевые заслуги» № 801036 был обнаружен рядовой сапер 45-го саперного батальона 9-й штурмовой инженерно-саперной бригады Бунин Николай Федорович. По данным архива удалось установить его довоенный адрес и место захоронения! – братская могила в деревне Баево, в 2 км от места обнаружения останков. В Книге Памяти Волгоградской области Ленинского района указано, что Бунин Николай Федорович, 1925 г. р., уроженец Ленинского района Волгоградской области, захоронен в г. Пскове.
Бой, участником которого был Бунин Н.Ф., начался 22 июня 1944 г. 12-й и 14-й штрафные батальоны РККА при поддержке саперов прорвали линию обороны немцев, в прорыв были введены 239-я стрелковая дивизия и 33-й тяжелый танковый полк. Противник отступил, но затем подтянул резервы: 502-й батальон «Тигров» и подразделение 30-й пехотной дивизии. К 24 июня войска Красной Армии вынуждены были отступить.
Нам остается лишь предполагать, какие невосполнимые потери понесли наши подразделения. В районе деревни Уткино, где были обнаружены останки Николая Бунина поисковой группой Островского музея и псковскими поисковиками, также были обнаружены останки более 200 военнослужащих... Утверждать, как точно погиб 19-летний Николай Бунин, мы не можем. Саперов в том бою погибло много: при прорыве обороны рвали колючку, производили разминирование, ставили минные заграждения во время отступления. Но мы точно знаем, где они будут торжественно похоронены с соблюдением всех воинских почестей.
В 2009 г. при закладке перинатального центра напротив ВолГУ строители обнаружили останки. На помощь был привлечен поисковый отряд «Курган». В марте 2009 г. поисковики подняли останки двух бойцов. Один из них при себе имел медальон. Поисковиков ждала удача: на одной из двух бумажек, помещенных внутрь медальона, текст сгнил снизу, а у второй – сверху. Таким образом, удалось сразу же прочитать полную информацию о бойце. Им оказался
22-летний Лоенко Андрей Лазаревич, уроженец села Шибково Новосибирской области.
С помощью сайта «Одноклассники» были найдены родственники – пять братьев. Они обратились с просьбой передать им останки, чтобы захоронить в родном селе. В короткий срок поисковики под руководством командира отряда А. Медведева и при содействии руководства Приволжской железной дороги доставили останки бойца к месту захоронения.
Родственники погибшего сообщили поисковикам, что в ноябре 1942 г. пришло письмо, что его отправляют на Сталинградский фронт. Мать три дня жила на вокзале, чтоб увидеть сына на проходящем мимо села поезде. В декабре из военной комендатуры сообщили, что «Андрей Лоенко пропал без вести». В феврале вновь пришло письмо, в котором Андрей написал родным, что «жив, здоров». В марте – новое известие: пропал без вести». На этом связь оборвалась.
Хоронили Андрея Лоенко всем селом: старожилы, которые помнят суровые годы военного лихолетья, представители местной администрации, родственники. Когда выносили гроб, по толпе пронесся сдавленный шепот одного из братьев: «Ну, вот ты и вернулся, братишка…»
В одном из номеров газеты мы писали об удивительной находке поисковиков: 23 августа 2009 г. в ходе проведения поискового лагеря «Сталинградский прорыв» были обнаружены останки Кумухова Мамеда, погибшего в возрасте 33 лет. До этого времени он числился в списке пропавших без вести 23 августа 1942 г. Через год на церемонию торжественного открытия Вахты памяти-2010 приехали родственники бойца – брат и двое племянников, один из которых назван в честь погибшего дяди. Родственникам передали личные вещи – красноармейскую книжку и медаль.
Солдаты, защищавшие Сталинград, вряд ли задумывались о том, что спустя 68 лет встретятся со своими ровесниками – будущими сталинградцами-волгоградцами. Но из года в год Вахты памяти вырывают из плена забвения все новые и новые имена. Труд поисковика не измеряется совокупностью денежных знаков или материальным поощрением. Этот труд – сам по себе плата, хотя и запоздалая, за возможность жить.
Елена Гладкова,
ГУ «Волгоградпатриотцентр»
Опубликовано: 2010-07-15
|