Летний отдых – дело частное?
Предыдущее наше мини-расследование было посвящено теме отдыха в лагерях дневного пребывания общеобразовательных школ. Логично было бы ее продолжить и поинтересоваться: как летом 2010 года отдыхают школьники, которые учатся в негосударственных учебных заведениях?
К нашему удивлению, на простой вопрос: «Какие мероприятия вы проводите в своей частной школе летом?», многие отказались отвечать. Причины назывались различные: от традиционного – «Без директора на такие вопросы не отвечаем» или «У нас каникулы. Школа закончила работу до сентября» до оригинального – «У нас идет ремонт, мы не слышим вас». Из двенадцати школ более или менее внятных ответов нам удалось добиться всего у пяти.
Итак, НОУ СОШ «Вайда», которую представляла секретарь Татьяна Волкова, ответила на наш вопрос крайне лаконично: «Летних мероприятий наша школа не проводит».
Бизнес-гимназия НОУ СОШ при Волгоградском институте бизнеса, оказывается, имеет при себе школьный лагерь, который ничем не отличается от лагерей общеобразовательных школ. Он работает только в июне и выполняет ту же функцию: занимает ребенка на месяц всевозможными экскурсиями, походами в бассейн и в кинотеатры, пока его родители работают. Там же нам пояснили: «Дело не в летнем отдыхе! Частные школы от общеобразовательных отличает качество обучения и атмосфера в коллективе – это главное. А летний отдых – это не совсем наша компетенция».
НОУ СОШ «Гармония-1» организовала летнюю тематическую школу «Парад планет». На наш вопрос о том, есть ли смысл в организации очередной школы летом, нам ответили: «Школа направлена на творческое развитие ребенка и на изучение тех предметов, которые мало изучаются или вообще не изучаются в школьной программе. В этом году тематика – астрономия. Изучение предмета идет через лекции, игры, необычные задания (например, на эту неделю домашним заданием стало приготовить макет своей вымышленной планеты и рассказать о ней)». Словом, сделали тогда вывод мы: учиться нужно всегда! Даже в сорокаградусную жару!
Иное мнение по поводу летнего отдыха учеников у директора НОУ СОШ «Родник» Станислава Никитина: «Я считаю, что интеллектуальной работы детям хватает в течение года. Перерыв дается на то, чтобы восстановить силы. Поэтому в интересах школы заниматься именно оздоровительным процессом учащихся. Например, у нас в «Роднике» работают сразу два лагеря: пришкольный оздоровительный для учеников младшей школы и загородный лагерь на Бакалде для ребят из средней школы».
В НОУ СОШ «ЧИШ» («Частная интегрированная школа»), по словам замдиректора по внеклассной работе Ольги
Подыниногиной, существуют два основных летних мероприятия, которые стали традиционными. Первое – это закрытие учебного года, которое проходит на турбазе «Сказка». К выезду ребята и педагоги начинают готовиться примерно за месяц, от каждого класса требуются определенные номера, костюмы... Выезды организовываются тематические. Например, уже были индейский, пиратский, рыцарский. Другое важное мероприятие – это экспедиционный отряд. Если в двух словах, то выглядит это так: дети под покровительством научных руководителей выезжают на десять дней исследовать природный парк. Например, в этом году ребята выехали 2 июля в Щербаковскую балку. Смысл «процедуры»: приобщившись к научной и исследовательской деятельности, мальчишки и девчонки начинают по-новому понимать и видеть окружающий мир. Ну, не зря же еще в Древней Греции существовала такая наука, как «натурфилософия». Смысл ее как раз и заключался в том, чтобы, воссоединившись с природой, человек смог найти ответы на волнующие его вопросы.
Прокомментировать ситуацию с летним отдыхом «частников» мы попросили Наталью Фролову, начальника отдела дополнительного образования и воспитания комитета по образованию администрации Волгоградской области.
– Организация летнего отдыха входит в наши прямые обязанности. Мы – полномочный орган, который занимается организацией и финансированием подобных мероприятий в связи с приказом комитета по образованию. В этом году нам выделили 57 миллионов 342 тысячи 700 рублей (на 106 школ Волгоградской области!) из расчета 72 рубля на одного человека с двухразовым питанием и 84 рубля – с трехразовым. Средства, выделенные из областного бюджета, мы распределяем по учреждениям. Надо отметить, что летние лагеря дневного пребывания – не единственная форма летнего отдыха. Мы организуем многодневные походы, лагеря труда и отдыха, лагеря на базе учреждений допобразования, трудовые звенья. Нами оплачиваются продукты питания, всем остальным занимается сам район. Мы даем возможность, а формы и интенсивность организации летнего отдыха учащихся зависят от того, насколько готов к этому сам район.
Также прокомментировать ситуацию мы попросили Виктора Никифорова, исполнительного директора по внеклассной работе Волгоградской некоммерческой ассоциации негосударственных образовательных учреждений.
– Довольно странно слышать о том, что школам не надо заниматься летним отдыхом своих учеников. Также странно то, что взрослые здравомыслящие люди ссылаются на нехватку времени для подобных занятий. При желании можно найти и время, и средства. Дело в том, что тут ни одна школа не встретит сопротивления со стороны родителей. Скорее наоборот! Даже организация при школе банального детского лагеря приведет к тому, что, во-первых, дети не будут бесцельно сидеть целыми днями у компьютеров, а будут вовлечены в активную деятельность, во-вторых, у семей повысится доверие к образовательному учреждению, у родителей не появится мысли о том, что родной школе на судьбу их ребенка плевать. Мне бы очень хотелось поговорить с человеком, который бы смог назвать хотя бы один минус в организации школой летнего отдыха...
Анастасия Веденеева
Опубликовано: 2010-07-08
|