Почему в Волгограде нет своей уникальной рок-формации?
Свои «музыкальные школы» были во многих городах. В конце 80-х сформировалась мощная музыкальная формация в Екатеринбурге (Свердловске): на гребне «новой волны» появились проекты Александра Пантыкина («Трек», «Сонанс», «Урфин Джюс»), Насти Полевой, некроромантики «Агата Кристи», хмурый и загадочный «Наутилус Помпилиус», стоявший особняком уральский парняжный ВИА «Чайф». В Сибири тоже не отставали: в Омске прогремела «Гражданская оборона» со смежными панк-проектами. В Ростове-папе всегда была музыкальная общественность: «визиткой» донской рок-музыки были «Пекин Роу-Роу» (из них вышли все кабарешные и интеллектуально-шансонные проекты), эстеты помнят группу «Зазеркалье» (основателей дарк-шансона), пионерами российского мэдчестера были опять же ростовчане «Матросская тишина». Даже в далеком Магадане была школа авангарда во главе с группой «Восточный синдром». Я уж не говорю про Ленинградский рок-клуб и Московскую рок-лабораторию – в двух столицах (как и полагается им по культурному статусу) было много культтусовок. Все они скоординировали развитие российской рок-музыки.
Вот ваш покорный слуга, руководствуясь чувством полисного патриотизма, задался вопросом: почему в Волгограде не было такой школы? Мы же вроде не самые лысые. Да и художественная самодеятельность у нас тоже имела место быть. У нас были и свои рок-клубы (а школы часто формировались именно в них): например, «Тадж-махал», Петровский и др. Были и площадки, и доступ к аппаратуре. Гремели лихие имена – «Хозяин ключа», «Island», «Капернаум», «Например» и мн. др. Но ни на кого из «наших» в России равнения не держали. Почему так?
Я решил об этом спросить местных рок-музыкантов, тусовщиков, критиков – людей причастных.
Не было тяги
к новому
Самую первую причину очень хорошо обозначил Алексей SLIVER Подшибякин, лидер группы «Диктатура Сердца»: «У нас так все кисло, наверное, потому, что не ценят самобытность в творчестве. Оригинальные и самобытные коллективы существуют, но они не имеют возможности выступать на нормальных площадках, и вся их «концертная деятельность» ограничивается квартирниками, в процессе коих «самородки» доблестно спиваются. У музыкантов и слушателей напрочь отсутствует тяга к чему-то новому. Больше ценится «сыграть как Slipknot, Children Of Bodom и т. д.», чем экспериментировать и придумывать что-то свое. Видно, таков уж наш менталитет – у нас все всегда под кого-то косили! И когда в Свердловске уже вовсю играли свои вещи «Наутилус» и «Агата», у нас доморощенные группы лабали на танцплощадках Deep Purple «в копейку».
Любая формация, способная выйти на российский уровень, имеет свою «изюминку». Творчество должно нести в себе что-то новое и неповторимое, чтобы вся музобщественность встрепенулась и ахнула: «Круто, чуваки! До вас такого никто не играл! Мы тоже так хотим!». У нас все пытались походить на кого-то... Кратковременная популярность Neversmile объясняется попаданием в «питерскую альтернативную волну», известность «Хозяина ключа» – грамотным промоушеном. Примеров можно привести много.
Не было харизмы...
Двигателями прогресса являются пассионарии. Двигателями рок-музыки являются харизматичные личности. В Волгограде не было фронтменов и лидеров, способных вести за собой «армии» (как Кинчев), способных стать лицами на майках. Да и в творческом плане было нечем похвастаться.
«Своя школа была в принципе. Но состояла она из сплошных двоечников. Общий фон волгоградской андерграунд-сцены начала 90-х – это серость, вторичность, заикание, псориаз, педикулез. Т. е. в музыкальной массе преобладало засилье недометаллистов, недопанков. И все! В то время в Волгограде не было даже закосов под БГ, «Кино», «Вежливый отказ», «Странные игры» и т. п. Люди бухали, уныло бесились на «сейшенах». Причем публика была довольно жестко разделена: эти ходят на «металл», эти – на «панк». Околопанк-тусовка была более смышленой. Можно выделить Александра Шилова (Петр Дзогаба в новой инкарнации). Но это был и есть скорее чисто литературно-театральный проект, который мимикрирует под рок. Аналогии с Петром Мамоновым очевидны, хотя образы исполнителей несколько разнятся. Очень угарными (как ни странно) были первые концерты «Манифеста» (с Соколом во главе). Ноль умения играть, но подача очень-очень. На их выступлениях складывалось впечатление, что происходит нечто по-настоящему «запрещенное». Больше вспомнить некого. Но даже эти «плюсы» никакой школы не сформировали. Причина простая. Вторичность + отсутствие подлинного таланта» – так считает Олег Котрунов, диджей, лидер группы «Вино из одуванчиков».
Не было тяги
к прекрасному
«Из Волгограда выстрелила по-настоящему только одна группа – «Альфа». И то ненадолго. А в Волгограде не было такой формации потому, что Царицын, Астрахань, Саратов – это купеческие, успешно развивающиеся города, где экономические аспекты человеческой жизнедеятельности были главным приоритетом. Советский строй сделал наш по-своему красивый цветущий город огромным смрадным заводом (после Тюмени мы на втором месте по экологическому беспределу!). Главным была всеобщая индустриализация, внедрение пятилеток и т. д. Я сам год работал в горячем цеху (температура от 40 до 60 градусов; зажигалки в карманах не носили, они просто взрывались – это не шутка!). И знаешь, когда в городе 70–75% были заводчане, никому не было дела до искусства! Не потому, что люди – быдло, а потому, что труд неимоверный. Опять же советский PR (самый мощный в мире!!!), когда работать, вкалывать по 3 смены считалось престижным. Отсюда нехватка свободного времени. А если ты творишь, то пролетарская работа не для тебя», – так считает Алексей Арсентьев, музыкальный критик, специалист в области молодежных субкультур, обозреватель сайта «Реал Арт».
Также Алексей отмечает, что несмотря на тусклый и унылый колорит индустриального гетто, в нашем городе время от времени появлялись интересные рок-группы: «Были исключения. В свободные 90-е локальная субкультура развивалась мощными темпами, но кроме Панча (лидер группы «Колесо Дхармы» – прим. авт.) никого особо в других городах не знают (да и то Панч известен только в хардкор-кругах). Назову некоторые коллективы 90-х, заслуживающих внимания: «Признаки Жизни», «День Сурка», «Try to Fly», «4Бью», «Квадрат», «Dead Drunk Foxes», «Братья Керогазовы» и мои любимцы «Вино из Одуванчиков»! А групп было – океан и море! Но из вышеперечисленных никто не играл русского рока, все они большей частью ориентировались на западную музыку, которая хлынула освежающим потоком. А музыканты, которые не делают упор на тексты, никогда не добиваются успехов в России. Я говорю о широкой известности, как, например, у «Алисы», «ДДТ», «ГО» и т. д. 90-е характеризуются появлением таких понятий, как «формат» и «политкорректность», т. е. если ты из Самофаловки и хочешь, чтобы тебя как можно больше услышало людей, то пробиваться нужно только через столицы. И даже если ты переедешь в Волгоград, то все равно известен будешь только узкому кругу людей. Как «АХН», например. Итог: культурный менталитет не складывается в одно десятилетие, нужно принять во внимание и исторические, и экономические особенности развития нашего города... Некогда людям было этим заниматься (две войны, 1917–1921 и 1942–43, потом массовый голод, и искусство было в состоянии регресса), не было своего Шостаковича. Я считаю 90-е годы истинно свободными: не было цензуры, пресловутого формата, музыканты плодились день ото дня. В эти годы все удалось: были грандиозные фестивали, ночные концерты в Волжском и много, много всего! Пусть мы не прогремели в России, но у себя – да... А свободными 90-е были от простоя заводов».
Когда заводы стоят, в стране появляются гитаристы, чтобы давать ей металл. Это аксиома.
Кузница музыкантов
Вы не думайте, что целью этой статьи было втоптать в грязь местную рок-культуру. Были достойные персонажи – факт! Но дабы преодолеть силу давления «мертвого сталинградского эгрегора», они все уезжали в стольные города.
«Волгоград все же давал хороших музыкантов, но они все и перебирались как раз в столицы всегда и в основном поодиночке. Вот, например, я сейчас в группе Blockbuster Band пою, да? Все музыканты в группе из Волгограда и из Волжского. Там жили, незнакомы даже были, а здесь играем вместе», – рассказывает Лев Беляков, музыкант, участник многочисленных московских проектов.
Сталинградская земля пока продолжает оставаться кузницей хороших музыкантов. Из Волгограда участники группы Neversmile, модный ритм-н-бард прожект ZIMAVSEGDA, барабанщик группы «Круиз» Сергей Ефимов, Дмитрий Зеленский играет на банках у Пелагеи. Даже экс-гитарист группы «Бутырка» Сергей Егоров тоже волгоградец.
Тимур Хидиров, лидер группы «Первый предел», высказал предположение: «Может, этот город и должен оставаться какой-то тайной, бойцом невидимого фронта, подпольной фабрикой по НЕвыпуску рок-звезд?». Может, и так.
Но ситуация обязательно исправится. Если придет толковая молодежь, которая не будет заглядывать в «форматные» телеканалы.
Александр Паршиков
Опубликовано: 2010-07-01
|