Вдохновенный малый из Коста-Рики
Петр Ловыгин, известный своими фантастическими сериями фотографий и трогательным сотрудничеством с Евгением Гришковцом, заезжал на волгоградскую землю поделиться со страждующими великим знанием. И вдохновением – и это уже больше похоже на правду. Потому что Петр доказал это на деле: молодой человек на самом деле вдохновенный. «Молодой» не упустил шанса пообщаться с творческой единицей.
– Для вас проводить такого рода семинары не в новинку. Устраивая их, завлекая людей, в чем вы видите основную миссию?
– Могу точно сказать, что я не хочу людей, которые приходят ко мне на семинары, чему-то научить. Научить тому, что делаю я, сложно, да и зачем? Показывать какие-то приемы в фотошопе? Это тоже не секрет к успеху. Если все эти люди будут делать то же самое, что и я, то какой в этом смысл?
Мне кажется, что куда важнее, чтобы люди выходили отсюда с приподнятым настроением. Я им хочу открыть глаза на то, что они тоже могут такое делать. Но чтобы делать, необходимо делать. Сейчас я точно могу сказать, что люди приходят ко мне за вдохновением. И это очень много, я считаю. Научить фотографии нельзя, а вот дать вдохновение можно.
– Говорят, что ваша религия в фотографии – снимать серии. Какие преимущества у серии перед фотографией-одиночкой?
– Одиночную фотографию может снять любой желающий, а вот серию далеко не каждый. Это то же самое, как кино снять. А снять хорошее кино – это уже искусство. У меня по этому поводу есть любимая притча, когда у одного отца было много сыновей и они все время ссорились, а отец им показал такую штуку: взял один прут и сломал его, а когда взял уже несколько прутьев – не смог сделать то же самое. Вот так и с серией фотографий – их уже не так просто сломать. Серия – это долговечнее. Фотографию увидели и забыли, а серию уже просто так не забудешь. Серия может жить годами на выставках, может путешествовать по миру, и вы вместе с ней.
– То есть молодым фотографам вы бы советовали не снимать по одной фотографии, а нацеливаться сразу на «большой фильм»?
– Нет, ну почему же. Я часто вижу хорошие выставки, собранные из розничных фотографий, не объединенных какой-то мыслью. Я понимаю, что если человек находится в самом начале своего творческого пути, то ему трудно в голове сформировать законченную идею. С другой стороны, когда у вас есть одна хорошая фотография – и по исполнению, и по сюжету – вы потом с легкостью можете продолжить эту историю и создать серию.
– Есть ли какой-то рецепт, как молодому фотографу или просто творческому человеку найти свой стиль?
– Главное – быть честным с собой, делать именно то, что интересно. У вас может быть идеальный вкус, вы можете владеть своей техникой в совершенстве, но зритель не дурак, и он сразу поймет, где настоящее, а где нет.
– Вы использовали в своем выступлении выражение «Искусство на продажу». А нет ли здесь противоречия, ведь бытует такое мнение, что когда начинаются деньги, ровно тогда искусство и заканчивается?
– Нет, я с этим не согласен. Вот я, например, человек, работы которого более-менее продаются, и думаю, что могу ответить на ваш вопрос объективно. Понимаете, создав энное количество серий, клипов, участвуя в выставках, известных по всему миру, я уже совершенно точно знаю, что нравится людям. Если говорить конкретно, то из моих работ самая успешная по деньгам – это «Китано и другие иконы». Люди готовы у меня купить работы тогда, когда они еще не сняты. И если бы ваше утверждение было верным, то я бы до конца жизни снимал только людей в масках, и все. Но нет, я двигаюсь дальше, я делаю то, что не будет уже таким экономически выгодным, но я если что-то и продаю, то для того чтобы жить, чтобы творить, иметь возможность путешествовать и вдохновляться самому. Я всегда помню, что искусством занимаюсь в первую очередь.
– По вашему мнению, чтобы быть успешным творческим молодым человеком, необходимо жить в Москве или можно творить «с мест» – из глубинки?
– По большому счету, это не так уж и важно. Но вот судя по своему опыту, я могу сказать, что какое-то время все-таки необходимо пожить в Москве, обрасти знакомствами, связями. Потому что без них, как известно, никуда. Но если говорить о творчестве в Москве, то с ним здесь тяжело, и так считаю не только я, а многие творческие люди, которые столкнулись с необходимостью творить в этом городе. Москва не вдохновляет, простите. Поэтому для меня идеальный образ жизни – это чтобы мои работы сами по себе продавались, а я бы путешествовал, творил, набирался этой энергии. Вот это идеальное развитие событий для художника.
Краткая биография
Получив архитектурное образование в 2004 году, Ловыгин купил фотоаппарат и начал снимать собственную жизнь, со всем, что встает перед глазами и что ее наполняет: увязшая в кленах мечеть Suleymaniye в Стамбуле, звучащая «Бесса мэ муччо» на барселонских улицах, Такеши Китано и Борис Гребенщиков, с которыми от так и не познакомился, Гениальный Пес и Волк – Изумрудное Сердце, церковь Покрова-на-Нерли и гуляющие жирафы вокруг нее, девушки и звездная болезнь, «Джамайка» Робертино Лоретти посреди русских пейзажей... – все это сосуществует вместе в некой мифической стране с названием «Костарика», которую придумал в своем сознании Петр.
В 2008 году Петр впервые был приглашен Ольгой Свибловой для участия в Московской фотобиеннале, где представил сразу три серии.
В марте 2009 года состоялась его первая выставка за границей (Париж, Passage de Retz), он принял участие в фестивале «Мода и стиль в фотографии-2009», а в декабре готовится его персональная выставка в галерее Ирины Меглинской на Винзаводе и выход первого тома его книги «Costarica-soul», созданной на основе интернет-блога lovigin.livejournal.com.
Награды
• 2006–2008 – победа в 11 различных номинациях на конкурсе EPSON Awards «Моя любимая фотография»
• 2007 – стипендия от Федерального агентства по культуре и кинематографии в числе 5 лучших работ Всероссийского фестиваля «Молодые фотографы России» (Нижний Новгород)
• 2008 – стипендия от Федерального агентства по культуре и кинематографии в числе 5 лучших работ Всероссийского фестиваля «Молодые фотографы России» (Нижний Новгород)
• 2009 – звание «Лучший фотограф, работающий индивидуально» (приз по итогам фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2009»)
Мария Долгополова
Опубликовано: 2010-07-01
|