Порт пяти морей
Путешествуя по миру, мы восхищаемся такими чудесами света, как египетские пирамиды, Великая Китайская стена или Эйфелева башня. Зачастую мы не замечаем, что не менее дивные творения и сооружения украшают нашу страну.
В волгоградском регионе существует масса интересных мест, которые могли бы стать настоящим «лакомством» для туристского «гурмана». Одним из таких является Волго-Донской судоходный канал. После официального открытия 27 июля 1952 года и по сию пору он стал местом паломничества туристов.
В наше время одним из таких «посетителей» стала студентка Елена Павлова.
– Однажды на летних каникулах я с друзьями отправилась в тур из Ростова-на-Дону до Самары. Проплывая на шикарном туристическом теплоходе, я увидела множество красивых городов и поселений, их достопримечательности. Но особенно запоминающимся моментом в своем путешествии я могу выделить шлюзование на Волго-Донском судоходном канале, которое мы прошли за четырнадцать с половиной часов.
– Что интересного ты смогла увидеть, проплывая по каналу?
– Так как наш теплоход плыл из Ростова, то первое, что нам встретилось из системы Волго-Донского водного пути, – это шлюзы № 15 и № 14. Башни 15-го шлюза увенчаны 8-метровыми фигурами донских казаков, героически размахивающих шашками. Их скульптуры словно поясняют нам, туристам, что здесь их владение, здесь их родной край, и они – бравые защитники своей Родины. На 14-м шлюзе нас встречала триумфальная арка. Кстати, на всем пути канала всего три арки: на первом, тринадцатом и четырнадцатом. И каждая отличается от другой индивидуальной архитектурой. Между четырнадцатым и пятнадцатым шлюзами находится Цимлянская ГЭС, на правом берегу которой возведен монумент в честь строителей канала, украшенный четырьмя скульптурами рабочих различных профессий. Но самым запоминающимся было, когда мы проплывали гигантское Цимлянское водохранилище. Его громадные просторы потрясают. Неслучайно ему дали второе название – «Цимлянское море»: в месте впадения реки Цимлы берегов водохранилища не видно. Корабли, плывущие куда-то вдаль, словно уходят за горизонт. Очень красиво!
– А дальше – долгое шлюзование…
– Но было интересно. Когда теплоход заходил в 13-й шлюз, слева мы увидели 16-метровый монумент «Соединение фронтов». Он находится в поселке Пятиморск. Путешествуя по таким историческим местам, проникаешься атмосферой прошлого и понимаешь, насколько важны для нас история и ее творцы – люди, сложившие свои головы ради нашей мирной жизни. И этот памятник смотрится очень величественно. Я даже представила себе ту радость людей, одержавших победу после долгих и кровопролитных четырех лет страшной войны, которую передают скульптуры солдат. Барельеф на арке шлюза, отображающий фигуры воинов Советской армии, как бы продолжает тему Победы, создавая целостный архитектурный ансамбль.
– Как ты тонко чувствуешь культуру... Похвально!
– Это от природы: моя мама тоже любит прекрасное (улыбается). Кстати, о природе. Проплывая по каналу, я поразилась великолепию природных ландшафтов. Бескрайние степи, парковые зоны и густо заросшие леса по берегам, прекрасные Ергенинские возвышенности – все это так органично смотрится с архитектурой канала, что ничего подобного в своей жизни я не видела. Когда мы плыли из третьего шлюза во второй, то кто-то из пассажиров (видимо, уже бывалых) показал мне на дендрологический сад, находящийся рядом с берегом. Оказывается, в этом саду произрастают растения, собранные со всего света. Даже жаль, что мы проплывали мимо. Надо было намекнуть капитану сделать зеленую стоянку с экскурсией в этот сад.
– А какие у вас были зеленые стоянки?
– На пристани Ильевка – это на Карповском водохранилище, сразу после того, как мы покинули тринадцатый шлюз. Наш теплоход стоял всего три часа. За это время мы посетили местный рынок, где продают различные фрукты и овощи, а также пуховые платки, шали и прочие вязаные изделия. Некоторые из пассажиров теплохода брали машины и ездили в Калач-на-Дону. После рынка мы прогулялись по маленькому скверу. На песчаном пляже рядом с пристанью мы отдыхали, загорали, купались, играли в волейбол. Потом поднялись на палубу судна и отправились дальше.
– Что больше всего тебя удивило и понравилось?
– Большой неожиданностью было для меня узнать о том, что скульптура Ленина на набережной перед первым шлюзом вошла в книгу рекордов Гиннесса как самый высокий памятник. Я почему-то думала, что скульптура «Родина-мать» – рекордсмен среди памятников. Ан нет – оказалось, что монумент Ленину считается самым-самым среди памятников реально жившим людям! Поразилась тому, что 101-километровый водный путь был построен всего за 3,5 года! Это абсолютный рекорд по строительству таких масштабных сооружений, я считаю. Понравился маяк на острове Сарпинском. Он выполнен по образу и подобию маяка, как на Цимлянском водохранилище.
– Лена, ты поняла, почему все-таки Волго-Донской канал называют портом пяти морей?
– Канал соединил две великие русские реки: Волгу и Дон. Следовательно, соединилось воедино пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное. В честь этого рядом с четырнадцатым шлюзом и его величественной аркой возвышается монумент в честь соединения «великой пятерки».
Денис Анилинский
Опубликовано: 2010-06-24
|