Капитан без весел
и парусов
Раньше на нерадивых школьников очень эффективно действовала «пугалка»: «Вот, будешь плохо учиться – оставят на второй год или на осень!». Ныне же эта угроза явно потеряла актуальность: даже если чадо по какой-то причине «не фурычит» в учебе, есть множество способов исправить ситуацию: например, позаниматься со школьным педагогом дополнительно, нанять репетитора, перейти в другую школу... И все-таки любопытно: оставляют ли сегодня двоечников на второй год?
О.В. Максимова, директор МОУ СОШ № 45:
– Начну с того, что оставить ребенка на второй год – такое решение педагогический коллектив школы принимает крайне редко, поскольку это печально отражается на рейтинге школы. Чаще действует другая санкция, которую в советские времена называли «осенняя пересдача», а педагогически грамотно она называется «условный перевод». То есть ребенка переводят в следующий класс, но предлагают ему летом приложить некоторые усилия для этого – позаниматься по «хромающей» дисциплине. Результаты этих дополнительных занятий и являются гарантом перехода в последующий класс.
– В вашей практике такие случаи были?
– Мой педагогический стаж – 17 лет. За это время был всего один случай, когда ребенок три года подряд оставался «на осень» по русскому языку. Дело в том, что русский язык для ребенка был не родной. Как его учить, если в семье не говорят, не пишут на русском? Кое-как общими усилиями дотянули паренька до девятого класса. Перед выпускными экзаменами этого ученика натаскивал репетитор. Результат общих усилий – «удовлетворительно» на экзамене по русскому языку.
– Как поддерживают отстающего ученика сейчас?
– Во-первых, ставят на учет в родной школе. Во-вторых, вместе с родителями вызывают на педагогический совет. В-третьих, начинают разбираться в причинах, почему происходит отставание. Чаще всего причиной служат отсутствие авторитета родителей, частые пропуски школы, реже – гормональные и психологические срывы, сдвиги. Ребенка и родителей могут пригласить на заседание районной комиссии по делам несовершеннолетних, где кроме работников милиции будут присутствовать и врачи-неврологи, и педагоги, и психологи. Более того, особо нерадивым родителям могут и штраф назначить. Еще к ребенку прикрепляют педагога, который занимается с ним по «хромающему» предмету. Другое дело, что на эти занятия дети, как правило, не ходят. Знаете, исходя из того же опыта, могу сказать: если ребенок хоть как-то старается, то на «трояк» он этот предмет выучит. А чаще и на четверку. Ведь беда не в том, что отстающие дети – глупые, с низким интеллектом. Беда в том, что они не видят ценности в учебе... И заинтересовать их родители, как правило, не могут – авторитета, гибкости не хватает. Дай бог, чтобы этих качеств всегда хватало у педагогов...
– Бывает, что дети остаются «на осень» или на второй год по болезни?
– Редко, но бывает. Обычно эти дети не безнадзорные, их поддерживает семья. Поэтому, выпав на время из обоймы, они выбирают индивидуальное обучение. Несколько раз в неделю к ним приходит педагог, который объясняет материал, проверяет домашнее задание, с ним ученик пишет самостоятельные и контрольные работы. И обычно такие дети редко бывают отстающими. Кстати, был в моей педагогической практике мальчик – инвалид детства по сахарному диабету. Школу он закончил с серебряной медалью, находясь при этом десять лет на индивидуальном обучении.
– Сколько надо иметь двоек, чтобы остаться на второй год?
– Как минимум – две. С одной двойкой есть шанс быть переведенным в следующий класс условно.
– Что делать, если «пара» вырисовывается в выпускном 11-м классе? Там уже последнего шанса – пересдачи осенью – нет...
– Закон таков, что ребенок должен выбрать этот «хромающий» предмет в качестве тех ЕГЭ, которые он сдает по выбору. На основе баллов ЕГЭ, которые приравниваются соответственно к тройке, четверке, пятерке, ребенка и аттестуют за весь курс обучения.
М. Г. Орлова, директор вечерней (сменной) школы № 5, Центральный район:
– Обычно в нашу школу приходят ребята, которые не говорят, что в своей предыдущей школе они были на грани условного перевода или даже повторного обучения в каком-то из старших классов. Думаю, что в «вечерку» они приходят более мотивированными на процесс получения дальнейших знаний, потому что для многих из них наша школа – это последний шанс, чтобы поступить потом в вуз или ссуз.
– Маргарита Григорьевна, как, на ваш взгляд, мотивировать детей на учебу?
– Они должны учиться не ради мамы, папы или покупки «Мерседеса». Они должны учиться для себя, представляя конкретную цель на выходе, которая будет их радовать. У кого-то это может быть поступление в медицинский университет, у кого-то – в хлебопекарный колледж, у третьего мечта – фермерское хозяйство, у четвертого – работа прорабом на стройке... И если этот человек – прораб и он на своем месте, а этот – врач и он тоже на своем месте, то что в этом плохого? Ведь тот и другой приносят пользу обществу. И только сиюминутные оценки людей делают ту или другую оценку верной или неверной...
Радислав Музыченко, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Волгоградской области:
– Проблема второгодников существовала всегда. В советские времена было меньше путей ее решения. Сейчас – больше. Главное, наверное, заключается в двух моментах. Во-первых, важно, чтобы ребенка поддерживала его семья, тогда он вряд ли останется на второй год. Во-вторых, если так случилось, что семья к ребенку, к его успехам, к его будущему равнодушна, то придется тогда ему самому как-то за себя стоять. Тогда педагоги должны донести до него, что учеба, знания – это инструмент, который помогает выбрать профессию, а значит, и доход и успех в жизни... Знаете, я видел много примеров ребят, которые, воспитываясь в неблагополучных семьях, вынуждены были идти работать едва ли не в 16 лет, параллельно заканчивали вечернюю школу, а впоследствии становились грамотными специалистами, создавали нормальные семьи... Второгодником становится, скорее всего, тот, кто не знает, куда ему «плыть», то есть в какую сторону развиваться...
Кристина Венцова
Опубликовано: 2010-06-24
|