Платное бесплатное
образование?
Госдума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Тот самый закон, о котором давно и со страхом говорили работники системы образования, здравоохранения и других бюджетных организаций. Почему? Сейчас объясню!
Язык за 1000? По-божески!
Формально этот закон реорганизует финансирование и немного меняет правовой статус бюджетных учреждений, но его последствиями, как опасается уже наученный горьким опытом жизни народ, может стать фактическая отмена бесплатного среднего образования и здравоохранения – в том виде, в котором мы привыкли воспринимать все это с советских времен.
Суть реформы в том, что бюджетные учреждения становятся более самостоятельными экономически, но лишаются гарантированного бюджетного финансирования по привычной смете. Лишь такие структуры, как армия, тюрьма, психиатрические больницы, лепрозории, будут финансироваться по-старому. А школам и больницам деньги дадут по числу учеников/пациентов и только в рамках государственного заказа – на реализацию «услуг» по образованию, лечению...
Пока больше всего взволнованы родители школьников, в ужасе обсуждая слухи о том, что в оплачиваемый государственными деньгами минимум «образовательных услуг» могут войти лишь 2 часа русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и час религии. Остальные предметы и дополнительные часы якобы будут платными: за полноценный русский или иностранный язык придется заплатить 1000 рублей в месяц, за остальные предметы – по 500. Не получилось бы так, что полноценное обучение школьника обойдется его родителям в 4–6 тысяч руб. в месяц. Сумма – неподъемная для многих семей, особенно неполных. Разве что перестать всем семейством есть...
А что же Конституция и закон «О всеобщем среднем образовании», где гарантируется гражданам России бесплатное общее образование? Оказывается, в этих документах не регламентирован его объем! Получается, урезание бесплатного минимума не потребует изменения ни в Конституции, ни в законе.
Что думают о ситуации специалисты Комитета по образованию Волгоградской области, директора школ и простые учителя?
Радислав Музыченко, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Волгоградской области:
– Да, закон принят в третьем чтении, но нет нормативных актов на уровне субъектов! Пакет, если закон и вступит в силу с января 2011 года, только готовится. Возможно, будет какой-то переходный период, ведь нельзя же, чтобы бюджетные учреждения за пять минут перешли на совершенно другие рельсы финансирования и работы.
Любовь Катаева, начальник юридического отдела Комитета по образованию Волгоградской области:
– Пока о наличии такого закона я не уведомлена официально. Значит, и не владею информацией, чтобы конструктивно прокомментировать его как юрист. На мой взгляд, паниковать рано: было и такое, что закон проходил третье чтение, но на него накладывалось вето.
Наталья Петрова, директор МОУ СОШ № 86, г. Волгоград:
– Еще платного среднего образования нам не хватало! Совершенно против такого положения дел. У нас не настолько обеспечены семьи, чтобы родители могли себе позволить ежемесячно выделять из семейного бюджета по 4–5 тыс. рублей на обучение ребенка в течение 11 лет! Менталитет наших граждан в одночасье не переделать: 70 лет мы гордились бесплатными здравоохранением и образованием, а тут – на тебе! Другое дело, что всех старшеклассников не надо тянуть до 11-го класса, я считаю. До 9-го класса – да, учиться должны все. Но по окончании 9-го класса альтернатива есть – техникумы, колледжи, училища. А в 10–11-й класс должны идти только «ломоносовы». И наконец, обеспечение образованием – это все-таки функция государства или родителей? На мой взгляд, в этом заинтересовано должно быть прежде всего государство. Потому что потом эти дети будут его строить дальше. А если они вырастут невеждами, то кому строить-то и какого качества?!
Было-было,
но прошло...
В СССР школьное образование становилось платным. Перевести старшие классы и вузы на платную основу постановил Совнарком в 1940 году. С 1 сентября 1940 года в 8, 9 и 10-х классах средних школ и высших учебных заведениях была введена плата за обучение. Если для учащихся 8–10-х классов школ Москвы, Ленинграда и столичных городов союзных республик она составляла 200 рублей, то в остальных городах и селах – 150 рублей в год. Комментировалось введение закона так: «Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений...». Получается, в 21 веке мы наконец-то дошли до уровня развития 1940 года?
А как у них?
Все страны мира идут к бесплатному образованию, не только среднему, но и высшему. Например, в Германии к 2020 году 90% высшего образования будет бесплатным, а в Японии вообще все высшее образование бесплатно. У нас же к 2020 году, наоборот, 90% высшего образования будет платным. А теперь есть вариант, что и за среднее образование будут деньги брать.
Последствия будут соответствующие. По официальным данным, у нас 40% населения живет за чертой бедности. И перевод системы среднего образования на платные рельсы означает, что как минимум 40% детей не смогут реализовать свое конституционное право на получение качественного среднего образования.
Кристина Венцова
Опубликовано: 2010-06-03
|