Рерберг и Тарковский. Кто кого?
Сейчас нужно быть фанатиком, чтобы снимать фильмы...
Титры – и зрители выходят из зрительного зала. Фильм закончился. Однако, когда уходит что-то хорошее, от него остаются воспоминания... Одно из таких – встреча с режиссером фильма «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» Игорем Майбородой.
Его фильм, как следует из названия, о великом операторе Георгии Рерберге и не менее великом режиссере Андрее Тарковском. Фильм-конфликт, в котором рассказывается о том, как столкнулись два гения и как один из них остался Сальери, а другой – Моцартом.
Несмотря на то что это дебют режиссера Игоря Майбороды, ему удалось в полной мере рассказать о взаимоотношениях двух гениев, которые так и не смогли поладить друг с другом, сняв вместе от начала до конца только одну картину – «Зеркало». Майборода подходит к фильму со всей скрупулезностью, какой только можно, вылазит, если хотите, из кожи вон, чтобы собрать факты. Режиссер опрашивает всех доступных свидетелей и цитирует их в фильме, находит уникальные записи домашних бесед за столом Тарковского, где тот с еще большей беспощадностью поливает грязью своих коллег... Как бы говоря, что только он гений, а все остальные – пустое место. Быть может, я сильно утрирую, но именно такое возникло ощущение.
К чести режиссера, с которым вдоволь наобщались не только журналисты, но и зрители, он не стремится сделать из Рерберга святого, а Тарковского опустить.
– Я понимаю тех поклонников Тарковского, которых может шокировать лента, – меня самого эти факты удивили. Однако фильм – это не попытка очернить имя Тарковского, это напоминание о том, что кино – искусство коллективное, и совместная работа с достойными профессионалами не только взаимообогащает, но и требует взаимоуважения. Надо учиться уважать мнение других людей. Это не должны забывать ни сторонники Тарковского, ни Рерберга.
Тем не менее чувствуется, что Майборода с большей симпатией относится к Рербергу. Может, потому что был знаком с ним лично или потому что он из пострадавших от Тарковского. Однако факты говорят за себя, и нет сомнений, что подмены нет. Тарковский, скажем на языке детсада, не очень хорошо поступил с коллегами по цеху и слишком зазнался.
На мой взгляд, идеализация Тарковского какая-то чрезмерная. Никто не умаляет его достоинство. Но он не единственный режиссер на свете...
Режиссер Майборода имеет свое мнение и о современном кинематографе:
– Больной скорее мертв, чем жив. Сейчас люди больше года выбиты из колеи. Деньги не даются даже на завершение картин. Производство отображает состояние. Я знаю лабораторию, в которой художники уже давно работают в долг. Получат ли они эти деньги – неизвестно. Сейчас нужно быть фанатиком, чтобы снимать фильмы, и мне кажется, что на этом «фронте» происходят невосполнимые потери.
Антон Ковальский
Опубликовано: 2010-05-27
|