Необычная педагогика
Понедельник, утро, обыкновенная средняя школа № 93 Советского района г. Волгограда. Стрелки часов в вестибюле замерли около восьми. Уроки еще не начались, но для многих ребят началось нечто гораздо более важное – общение, понимание, воспитание...
– Лариса Николаевна, а меня на выходные покрестили... Гляньте, вот крестик на веревочке.
– А мы на даче были... Я такого красивого жука видел.
– Ой, а мы за Волгой шашлыки жарили... А потом весь мусор, который был вокруг, в том костре сожгли. Коробки от сока смешно горят!
...Льняные, русые и черные как смоль детские головенки были похожи на поле каких-то пушистых цветов, расцветших около самого основательного цветка – классной руководительницы Ларисы Гришиной. Второклассники буквально льнули к своей первой учительнице, а она очень серьезно выслушивала их нехитрые рассказы, стараясь уделить ласковое внимание каждому из малышей. И те, видя такую заинтересованность, расцветали буквально на глазах. От собственной значимости, искренности педагога и поддержки одноклассников, которые тут же начинали расспрашивать, делиться своими переживаниями, прыгать и жестикулировать от избытка нахлынувших эмоций. И глядя на эту такую обыкновенную и одновременно вдохновляющую картинку, даже мне захотелось стать ученицей. Пусть и класса выравнивания, в работе которого Лариса Николаевна большой специалист.
– Свой первый класс выравнивания я взяла 15 лет назад, – поделилась Лариса Николаевна. – Их было двенадцать детей, и я опрометчиво решила, что мои дети обязательно будут учиться на «пять». Оказалось, погорячилась. Времени мне хватало на то, чтобы уделить внимание каждому ребенку, но я не учла другого: у ребят были проблемы с памятью, усидчивостью, вниманием... Доходило до смешного: за несколько дней перед контрольной работой мы с детишками повторяем все темы, которые будут затронуты в ней, но... в день контрольной обнаруживается, что они ничего не помнят! Как будто не с ними учила! Поэтому вопреки всем правилам я не только до «дня X», но и непосредственно в день контрольной работы стала повторять с этими детьми все заново. И вот тогда мы писали, решали и читали вполне сносно.
– А еще какие педагогические приемы использовали?
– Со временем я обнаружила, что у ребят, попавших в класс выравнивания, проблемы с интеллектом обусловлены тем, что им серьезно недодали в раннем детстве любви, ласки, заботы, даже тактильных ласковых прикосновений. Не зная, как им помочь, я начала читать им книги о добре, дружбе, взаимопомощи. Читала каждую свободную минуту. Потом мы прочитанное обсуждали. И постепенно дети начали выравниваться: стали общительнее, улыбчивей, перестали истерить по пустякам. А уж какими они оказались трудолюбивыми – лучше них мало кто класс приберет. Как отзывчивы на ласку и заботу – тысячу раз поблагодарят, через улицу перебегут, чтобы только «Здравствуйте!» сказать.
По наитию я поняла, что моих детей надо в разы чаще хвалить. Например, написал Ромочка строчку буквы «А». Все – раскоряки, а одна – замечательная. И я начинаю хвалить Рому за эту одну красивую букву «А». После этого Рома, высунув язычок от старания, будет писать хоть две, хоть три страницы буковок «А». И, будьте уверены, в конце концов он научится писать ее идеально. А когда ребенок начинает понимать, что он что-то делает хорошо, то по крупицам, по капелькам в нем растет уверенность в себе, в своей значимости. И тогда уж ребенок сам потихоньку начинает выкарабкиваться из ямы, в которую он чуть было не свалился. Получается, как по Сэлинджеру: мы стоим над пропастью и ловим упорно бегущих туда ребятишек...
– Посеяли вы достаточно, Лариса Николаевна. А каков был урожай?
– Со временем многих моих деток перевели в обычные классы. И учились они на уровне либо даже лучше так называемых «нормальных» детей. Особо горжусь Стасиком – он теперь повар в ресторане. Володя закончил строительный колледж. Катя в прошлом году поступила в технический университет, Алена – в медколледж.
– Вы вели занятия не только в классах выравнивания, но и в обыкновенной «началке». Есть общие проблемы?
– Конечно. Например, многие современные дети не приучены к элементарным нормам общения друг с другом, старшими. Часто они черпают стереотип поведения из фильмов-стрелялок, представления о том, что есть хорошо и что есть плохо, у них «смазаны». Большое горе, что современные родители ругаются матом, поэтому у детей эти слова тоже вылетают. Особенно в экстремальных ситуациях: упал, стукнулся, обиделся... Но самое главное, что многие мамы-папы не успевают любить, поддерживать своих детей.
– Слышала мнение других педагогов, что классы коррекции не нужны. Мол, они позорят школу, а особенно гимназии, лицеи...
– Ошибочное мнение! Ведь мы, педагоги, работаем на результат, на то, чтобы дети хорошо усвоили курс школьной программы. Но вдруг выясняется, что кто-то из наших «бегунов» отстает. Получается, что его – за борт кидать? Более человечен другой подход: потренировать ребенка, дать ему время и внимание, чтобы он подтянулся. А если кто-то из директоров боится плохо выглядеть, то тогда о какой высокой педагогической миссии может идти речь? Тогда все эти слова – ложь.
– Еще один момент: классному руководителю класса выравнивания вряд ли получить прибавку к зарплате, потому что его дети не хватают звезд с неба...
– Да, получается, что так. Дети из классов выравнивания крайне редко побеждают в олимпиадах, публично выступают, да и вообще задача педагогов таких классов другая – «дотянуть» ребятишек до среднестатистического уровня, чтобы они из отстающих превратились в нормальных, чтобы у них жизнь потом сложилась. А если результаты другие, то и требования, и оценка работы педагогов классов выравнивания должны быть принципиально другие...
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-05-20
|